0
7926
Газета Люди и положения Интернет-версия

27.09.2013 00:01:00

Красные вихри Малявина

Роксана Реброва

Об авторе: Роксана Реброва – искусствовед.

Тэги: выставка, Малявин


выставка, Малявин «Цветущие русские бабы» на выставке представлены в изобилии. Фото автора

В Русском музее открылась ретроспектива работ Филиппа Малявина, одного из русских художников-импрессионистов. Экспозиция разместилась в корпусе Бенуа, где куратор выставки Виктор Круглов представил 110 живописных и графических работ из музеев Москвы и Санкт-Петербурга, частных отечественных и зарубежных собраний. Открывшаяся выставка – самая масштабная и первая после почти полувекового перерыва – последний раз художника показывали в 1969 году в Академии художеств СССР.

Малявин родился в многодетной крестьянской семье, к искусству не имевшей никакого отношения. Единственными образцами живописи для него были иконы в церкви, и долгое время художник стремился стать иконописцем, ради этого он даже уехал работать на Афон. Счастливый случай свел его со скульптором Беклемишевым, по совету которого он изменил свои намерения и поступил в петербургскую Академию художеств. Хохочущий старик-лесовик, смотрящий с одной из картин, – это как раз Владимир Беклимишев. Малявин обучается в мастерской Ильи Репина, неоднократно получает медали за свои работы и становится одним из самых успешных его учеников. Студийная ученическая работа 1893 года – постановка с натуры, но даже в ней присутствует яркий росчерк – подпись красным, как заявка на главный цвет в своих картинах. 

Малявин в большинстве случаев ассоциируется именно с особым красным цветом, характерным для его полотен, где веселые озорные русские бабы в традиционных народных сарафанах будто вовлечены в яркий вихрь. Условная перспектива, крупные фигуры, яркие локальные цвета, берущие свое начало в иконописи в сочетании с этюдностью, свойственной импрессионизму, позволяли создавать ему невероятно живые, радостные картины. Художник в полной мере использовал найденную «золотую жилу»: «цветущих русских баб» он писал сериями. На выставке эти работы представлены в роскошном изобилии: «Пляшущие бабы», «Бабы», «Верка», «Вихрь» – холсты буквально сверкают бурными сполохами пунцовых, пурпурных, багряных красок. По словам академика Игоря Грабаря, Малявин прославился в основном тем, что «сделал русских девок и баб живописными феями».

 Впервые с 1899 года зрителям покажут картину «Смех» хранящуюся сейчас в коллекции Международной галереи современного искусства в Венеции. В 1900 году она принесла Малявину всероссийскую и мировую известность – после экспонирования на Всемирной выставке в Париже. Любопытно, что «Смех», – дипломная работа Малявина, за которую ему не хотели давать звания художника по окончании Академии художеств. Приверженцы старой школы отвергали произведения Малявина, а современные ему критики писали, что это не стиль, а всего лишь «манера» и что в картинах нет подлинной живописности и культуры колорита. Странным казался и прием соединения натуралистически написанных лиц с одеждами, которые напоминали развевающиеся легкие драпировки. 

Однако колкие замечания коллег и прессы никак не повлияли на карьеру живописца. Популярность Малявина непрестанно росла, а заказчики выстраивались в очередь в надежде заказать свой портрет или приобрести одно из его знаменитых красочных полотен. Во многом славе художника способствовал Павел Третьяков, купивший в свою коллекцию две работы Малявина – «Крестьянская девушка с чулком» и «За книгой». 

Но Малявин позиционировал себя и как портретист, в подтверждение этого кураторы показывают портреты, среди моделей современники и коллеги: Константин Сомов, Анна Остроумова-Лебедева, Илья Репин, сокурсник Игорь Грабарь.

 Неожиданностью может стать знакомство с не приглаженными советской цензурой карандашными набросками Малявина: портретами Ленина, Троцкого, Луначарского. После Октябрьской революции 1917 года благодаря крестьянскому происхождению Малявин был востребован новой властью. Во время всероссийской конференции в Кремле в 1920 году он исполнил ряд натурных зарисовок Владимира Ленина. Несмотря на благосклонность вождя к Малявину, карандашные портреты гротескны по своей сути, передают все недостатки фигуры, а знаменитый ленинский прищур маленьких глаз не кажется добрым. 

Русский музей показывает и ранее недоступные, заграничные работы художника. В 1922 году Малявин эмигрирует во Францию, и все его дальнейшие произведения становятся достоянием частных коллекций и европейских музеев. Он не оставляет своей излюбленной темы – пишет русских цветущих баб, портретирует, работает в книжной графике, выпускает цикл карикатур на основе зарисовок советских деятелей, сделанных им в Кремле. По словам Федора Шаляпина, искусство Малявина в это время сильно потускнело, и только воздух родных полей мог бы освежить его, но в Россию мастеру вернуться было не суждено. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
2081
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1800
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
2050
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1723

Другие новости