Магнус Карлсен и Уэсли Со после победы последнего на чемпионате мира по шахматам Фишера в 2019-м году. Фото Марии Емельяновой/www.frchess.com
Завершились сражения на Opera Euro Rapid – очередном соревновании чемпионской серии, в которых сильнейшие гроссмейстеры мира во главе с Магнусом Карлсеном сражаются, не покидая своих домов, в Сети, и выясняют отношения при игре в быстрые шахматы, а в случае ничейного исхода стыковых матчей – и в блиц.
Неделю назад мы рассказали об острейшей борьбе и драматической развязке четвертьфинального поединка чемпиона мира с молодым россиянином Даниилом Дубовым, для определения победителя в котором не хватило даже «основного времени» тай-брейка, в связи с чем пришлось проводить так называемый армагеддон. В результате – пусть и с огромным трудом – Магнус Карлсен вышел в полуфинал, где его ожидал не менее опасный соперник – один из лидеров приостановленного турнира претендентов, французский гроссмейстер Максим Вашье-Лаграв.
Говоря об этой паре полуфиналистов, мы уже отмечали, что, похоже, злоупотребление сетевым рапидом и блицем отрицательно отразилось на игре обоих в шахматы «обычные», став причиной их провального выступления на январском супертурнире в Вейк-ан-Зее. При этом казалось столь же естественным, что, вернувшись к рапиду, и Магнус, и Максим покажут, «кто в доме хозяин». Впрочем, в любом случае победить в матче должен был лишь один из соперников, коим перед началом сражения все ожидали увидеть чемпиона мира. И первый сет этого поединка проходил в строгом соответствии с предстартовыми прогнозами: точно так же, как и в матче с Дубовым, Карлсен продемонстрировал очень сильную игру, обеспечившуюся ему досрочную победу со счетом 2,5:0,5.
Но и то, что последовало за этим, стало своеобразным ремейком четвертьфинального выступления чемпиона мира. Нельзя сказать, что во второй день Вашье-Лаграв проявил какую-то небывалую стойкость или волю к победе, хотя, к его чести, несмотря на неудачный старт, французский гроссмейстер не сник, выискивая малейшие шансы. Впрочем, главным виновником наступившего перелома стал, как и в матче с Даниилом, сам Магнус. После двух стартовых ничьих он (в примерно равной позиции, возникшей по итогам дебюта в третьей партии второго сета) ошибочно снял напряжение в центре и, продолжая осуществлять свой роковой замысел, попросту зевнул фигуру. В результате у Вашье-Лаграва появились реальные шансы отыграться, переведя окончательное выяснение отношений в режим тай-брейка. Однако для этого французу необходимо было решить не столь уж простую задачу: не проиграть чемпиону мира черными фигурами.
В этой партии Карлсен снова прекрасно разыграл дебют и добился заметного преимущества, но, действуя в совершенно непривычной для себя манере, снял почему-то на 20-м ходу напряжение в центре, после чего крайне неудачно сманеврировал конем на 23-м, а еще ход спустя… подставил ферзя. Впрочем, заключительный чемпионский промах объяснялся не каким-то просчетом, а происходящими иногда при сетевой игре ошибками пальцев, когда вы, перемещая на экране с помощью компьютерной мыши фигуру, случайно (чуть раньше или чуть позже, чем надо) отпускаете клавишу, вследствие чего делаете по факту нелепый самоубийственный ход.
Случившееся в этих двух партиях заставило невольно вспомнить о вопросе одного из сетевых ведущих, заданном Даниилу Дубову по завершении его матча с чемпионом мира – вопроса, прозвучавшего едва ли не как риторическая констатация, с которой молодой российский гроссмейстер был вынужден согласиться, добавив при этом, что хотя в матче с ним Магнус иногда и играл как идиот, но в конечном счете все равно остался Карлсеном. Самое любопытное, что почти то же самое с точностью до нюансов произошло и в полуфинальном матче чемпиона мира!
Итак, Вашье-Лаграв сравнял счет, но в первой блицпартии тай-брейка мы снова увидели «настоящего» Карлсена, который предстал в привычной всем роли гения позиционной игры, умеющего переигрывать соперников буквально на ровном месте. Но самое любопытное, что в ответной встрече почти то же самое сделал его оппонент, сравнявший счет и добившийся перевода игры в тот самый армагеддон – одну-единственную партию, в которой белые, имея пять минут против четырех у соперника, обязаны непременно побеждать. Белые фигуры в армагеддоне принадлежали чемпиону мира, который снова предстал в своем чемпионском величии и, несмотря на крайнюю ограниченность времени, выдал настоящий шедевр позиционной игры.
…Нет ничего удивительного, что внимание всего шахматного мира было приковано в эти часы и минуты к происходящему за символическим «столиком номер один». Тем более что Уэсли Со, будущий соперник Карлсена по решающему матчу, побеждал своих оппонентов – сначала поляка Яна-Кшиштофа Дуду, а затем и бакинца Теймура Раджабова, – как принято говорить, на классе, сумев избежать тех драматических эксцессов, которыми изобиловало творчество чемпиона мира. Именно поэтому исход финального матча казался нам, мягко говоря, неясным, а невыраженным фаворитом в нем мы считали скорее американского гроссмейстера. Вспоминались в связи с этим и уже достаточно давние события октября 19-го года на доковидном чемпионате мира по шахматам Фишера, в которых (в отличие от обычной игры) положение белых и черных фигур на 1-й и 8-й горизонталях определяется перед началом каждой партии жребием. Так вот в том матче Со одержал убедительную победу, а, отвечая на полупровокационный вопрос одного из журналистов, согласился, что действительно в фишеровском «рэндом-чессе», в котором полностью исключена какая-либо предстартовая подготовка, все решает чистое искусство игры, в котором он, Уэсли, очень неплох – не хуже Магнуса Карлсена...
У нас сложилось впечатление, что после этого чемпионата у Карлсена образовался, пусть и не слишком выраженный, «комплекс Со» – во всяком случае, экс-филиппинец стал тем единственным шахматистом, которого чемпион начал всерьез побаиваться. Впрочем, поначалу первый игровой день финала проходил весьма благоприятно для Магнуса. После стартовой ничьей, в которой ему принадлежали белые фигуры, Карлсен столкнулся во второй партии с коварной дебютной заготовкой американца, однако смог не только безупречно разобраться во всех хитросплетениях сложнейшей позиции, но и одержать в итоге победу! По своей драматургии, накалу страстей и великолепной игре победителя эта партия невольно перекликается в нашем сознании со знаменитым поединком Капабланка–Маршалл 1918 года, с которого началась история весьма актуальной в наше время контратаки Маршалла в испанской партии.
Столь блистательная игра чемпиона мира снова вернула ему неформальный статус фаворита, но… ненадолго. Дело в том, что, поведя в счете, Магнус, имея белые фигуры, фактически снял напряжение в дебюте третьей партии, сделав ставку на ничью в четвертой, которую он начинал при счете 2:1 в свою пользу. Сказать, что в этой партии чемпион где-то непростительно грубо ошибся, нельзя. Пожалуй, не слишком удачным можно признать его решение, принятое на 15-м ходу, и вполне реальный, но все же вполне игровой просмотр, допущенный на 35-м. Уместнее говорить о невероятном хладнокровии и безупречной технике Со, которые не только позволили ему сравнять счет, но и наверняка произвели сильное психологическое воздействие на Карлсена.
Так или иначе, но американский гроссмейстер спас первый сет, а уже в начале второго вышел вперед. Многие объясняют решение Магнуса некорректно пожертвовать фигуру на 14-м ходу своего рода психологическим срывом. Однако не будем забывать, что это решение было принято чемпионом после весьма длительных по меркам рапида размышлений, что альтернатива этой жертве состояла в переходе черных к неблагодарной пассивной защите, а белые располагали в ответ на жертву лишь одним безупречным во всех отношениях опровержением. И если бы Уэсли пошел каким-либо иным путем, то, вполне возможно, смелое решение Карлсена было бы задним числом расценено комментаторами не как жест отчаяния, а как гениальное истинно талевское озарение.
Следующие две партии второго сета закончились вничью, в связи с чем чемпион, имевший белые фигуры, выходил на четвертый поединок второго сета при счете 2:1 в пользу соперника и был обязан во что бы то ни стало отыгрываться. Как нам кажется, эта партия стала наряду со второй партией первого игрового дня истинным украшением финала. Несмотря на сложившуюся спортивную ситуацию, американец не закрылся, не стал отсиживаться в обороне, а принял бой на встречных курсах. Но чемпион (во всяком случае, до поры до времени!) оставался чемпионом и на 23-м ходу располагал поразительной по своей красоте и элегантности возможностью пожертвовать ради выигрыша темпа целую фигуру, что – после еще нескольких далеко не бросающихся в глаза ударов – почти форсированно приносило белым победу.
Впрочем, даже пройдя мимо этой возможности, Карлсен сохранял неплохие шансы на успех, но игра уже пошла, как принято говорить, на три результата. А не самая удачная перегруппировка, начатая им на 27-м и 28-м ходах, позволила черным полностью перехватить инициативу. Партия и весь матч закончились так, как нередко случается в подобного рода ситуациях. Располагая очевидной возможностью выиграть в несколько ходов, Со решил вместо этого зафиксировать победную для себя ничью вечным шахом…
Из других спортивных итогов Opera Euro Rapid хотелось бы отметить прекрасное выступление Теймура Раджабова – победителя предыдущего турнира чемпионской серии. Уступив в полуфинале будущему триумфатору, он затем – в утешительном матче за третье место – уверенно разобрался с Максимом Вашье-Лагравом. Счет по сетам – 2,5:1,5 и 2:0. Но все же главные вопросы, порожденные как завершившимся турниром, так и предыдущим очным супертурниром в Вейк-ан-Зее, связаны с Магнусом Карлсеном. Чувствуется, что чемпион потерял (хотя бы отчасти) прежнюю уверенность в себе – и именно с этим связаны как его ошибки, так и долгие, обусловленные желанием их избежать раздумья. Понятно, что 30 лет для шахмат – это не возраст, поэтому, будем надеяться, что нынешний спад сменится у Магнуса новым подъемом.
Из других событий недели стоит отметить официальное сообщение ФИДЕ, согласно которому все участники приостановленного около года назад из-за COVID-19 турнира претендентов подтвердили свое согласие приехать в Екатеринбург, чтобы 19 апреля начать второй круг этого соревнования и определить будущего соперника чемпиона мира в матче за шахматную корону. Сам же титульный матч планируется начать 24 ноября в Дубае в рамках сдвинутого на год Экспо-2020.
комментарии(0)