0
4422
Газета Шахматы Интернет-версия

28.09.2023 19:02:00

Магнус Карлсен победил Хикару Накамуру в финале Speed Chess Championship

Мастера сверхскоростной игры продемонстрировали искусство шахматного эквилибра

Сергей Макарычев

Марина Макарычева

Об авторе: Сергей и Марина Макарычевы – шахматные обозреватели.

Тэги: шахматы, сетевой финал, сверхскоростная игра, магнус карлсен, хикару накамура, шахматный эквилибр

Полная online-версия

шахматы, сетевой финал, сверхскоростная игра, магнус карлсен, хикару накамура, шахматный эквилибр Даже в поединке столь сильных соперников, поставленных регламентом в сверхжесткие рамки, может случиться всякое. Кадр из видео с канала ChesscomLive на YouTube

Неделю назад мы известили читателей «НГ», что 22 сентября огромная армия шахматных болельщиков сможет стать свидетелями сетевого финала Speed Chess Championship – захватывающего поединка двух очень не похожих друг на друга корифеев скоростной игры – Магнуса Карлсена и Хикару Накамуры.

Говоря это, авторы немного кривили душой, так как не были абсолютно уверены, что предстоящее сражение пройдет в равной борьбе, а его исход (как часто, хотя и не всегда, случается в «нормальных» видах спорта) определится лишь перед финальной сиреной – в последние мгновения отведенного регламентом времени. Кстати, при чем тут «финальная сирена»? Дело в том, что схема, используемая для выявления победителей в матчах скоростного чемпионата, ограничивает продолжительность каждого вида троеборья четкими временными рамками, отводя первому акту, проходящему с контролем времени 5+1, 90 минут, второму (с контролем 3+1) – ровно один час, а третьему (в котором гроссмейстеры имеют лишь по минуте с автоматическим добавлением одной секунды после каждого сделанного хода) – получасом чистого времени.

Стоит добавить, что по завершении очередной партии тут же – после мгновенного компьютерного обновления – начинается следующая, а во время коротких, предусмотренных правилами перерывов, часы, отсчитывающие общий хронометраж (как в хоккее или в баскетболе), останавливаются. Кроме того, пока полностью не истечет время, отводимое на тот или иной вид скоростной игры, не меняется и ее формат, оставаясь соответственно пяти- или трехминутным. Любопытно, что это обстоятельство может использоваться одним из соперников для того, чтобы «потянуть время» и, сыграв с относительно медленным контролем меньшее число партий, «поскорее» перейти к более быстрому. Так, Хикару Накамура, оставшись в одной из последних трехминуток едва ли не с голым королем, упорно не признавал свое поражение, а за ход до неминуемого мата «задумался» и истратил весь остававшийся у него запас времени.

Упомянув об этом эпизоде, стоит остановиться на весьма важном и, как поначалу казалось, едва ли очевидном для всех обстоятельстве, определяющем матчевую стратегию соперников. Было ясно, что в целом Магнус Карлсен класснее Хикару Накамуры, в связи с чем он будет владеть инициативой в пятиминутках, однако по мере сокращения времени на обдумывание ходов инициатива начнет переходить к американцу, который считается гением сверхбыстрой игры. Мы даже полагали, что если перед началом «пули» (одноминуток, в которых соперники принимают решения со скоростью пули) Магнус будет вести с преимуществом в 3 или 4 очка, то у Хикару все равно останутся кое-какие шансы выправить положение и выиграть матч.

...Начало финального поединка во многом перекликалось с тем, что мы наблюдали двумя днями ранее – в полуфинальной схватке Накамуры с Максимом Вашье-Лагравом. Правда, в отличие от французского гроссмейстера Карлсен выиграл не три, а только две партии – вторую и шестую, в которых он руководил белыми фигурами. Однако сам характер борьбы свидетельствовал о еще более значительном стартовом превосходстве одного из противников, чем в упомянутом полуфинале.

Наметившуюся тенденцию могла поломать седьмая партия, в которой до поры до времени ничего особенного не происходило, и дело неумолимо приближалось к ничейной развязке. Однако на 73-м ходу Магнус, перемещая свою фигуру по экрану монитора компьютерной мышью, не дотянул до пункта назначения, завершив движение своей ладьи не на поле d4, а на d3. В результате вместо немедленной фиксации ничьей черные потеряли коня, но, к счастью для себя, сохранили возможность забрать две пешки белых, сведя дело к абсолютно ничейной позиции «ладья и две пешки против ладьи и слона».

В любой мало-мальски обычной (не сверхскоростной) игре произошло бы немедленное соглашение на ничью, но в сетевом суперблице с добавлением всего одной секунды после каждого сделанного хода борьба ведется не только в шахматы как таковые, но и на время. И Накамура в родной для себя стихии преуспел. Сначала Карлсен оступился на 90-м ходу, потеряв на ровном месте одну пешку, а затем на 121-м ходу – вторую. Тем не менее окончание «ладья против ладьи и слона» оставалось объективно ничейным, хотя и весьма коварным, требуя от слабейшей стороны точной защиты. Долгое время (еще около минуты, за которую соперники успели сделать 39 полных ходов!) позиция оставалась ничейной, но на 160-м ходу Магнус грубо ошибся, его король попал в матовую сеть, и Накамуре удалось сократить отставание до одного очка.

Однако перелома не произошло, поскольку следующая, восьмая партия прошла с явным преимуществом прославленного чемпиона, вернув ему прежний двухочковый перевес в счете. И все же, как нам кажется, драма, случившаяся в седьмом поединке, оказала подспудное влияние на дальнейшее развитие событий, а фантасмагорическое сражение, развернувшееся в 9-й партии и закончившееся победой Накамуры, позволило Хикару перехватить матчевую инициативу. Кстати, именно в этот момент произошел переход ко второй (трехминутной) части финала. Вряд ли само по себе это сокращение времени на обдумывание ходов существенно повлияло на характер борьбы, скорее ключевую роль сыграл психологический фактор.

Магнус отчего-то сник и стал не похож сам на себя, в результате Накамура выиграл две партии подряд и впервые в матче вышел вперед, затем (после ничейной передышки в 12-м поединке) выиграл благодаря грубой ошибке соперника ничейный ладейный эндшпиль, и, наконец, в 14-й партии Карлсен не только не победил в совершенно выигрышном для себя окончании, но даже умудрился его проиграть. Матчевый отрезок из шести партий закончился со счктом 5,5:0,5 в пользу Хикару, позволив ему не только отыграться за стартовые неудачи, но и вырваться вперед с преимуществом в три очка!

Как нам кажется, Накамура в этот момент позволил себе расслабиться, решив, что дело сделано. Ведь нечто подобное не раз происходило в матчах с его участием, и никому из отправленных в нокдаун соперников никогда не удавалось «вернуться в игру». Однако на сей раз гению сверхскоростных шахмат противостоял не кто-нибудь, а великий Магнус, который смог взять себя в руки и, воспользовавшись эйфорией соперника, выиграл финишный отрезок трехминутной серии со счетом 3,5:0,5!

Таким образом, счет в матче сравнялся, и все как будто бы предстояло начать с чистого листа. Безусловно, в иной ситуации фаворитом при равном счете перед началом «пули» оказался бы Накамура, однако психологической инициативой владел в тот момент его грозный соперник. Тем не менее развитие событий в первой одноминутке, которую Хикару уверенно выиграл, как будто бы свидетельствовало о том, что наши рассуждения на тему психологии имеют не слишком высокую ценность.

...Дальнейшее развитие событий показало, что даже в поединке столь сильных соперников, поставленных регламентом в сверхжесткие рамки, может случиться всякое. И когда Карлсен не только сравнял счет, но за три минуты до финишного гонга повел с преимуществом в два очка, стало казаться, что судьба как этого матча, так и всего турнира практически решена. Но богине Каиссе было угодно пощекотать нервы болельщиков еще одним крутым поворотом сюжета, после чего сказала свое веское слово и богиня Фортуна.

Отставая в счете на два очка, Накамура уверенно выиграл 25-ю партию, после чего обязан был попытаться (чтобы сравнять счет и перевести окончательное выяснение отношений в режим тай-брейка) победить черными в 26-й. Избранный им дебютный вариант был призван исключить для соперника возможность ничейного упрощения позиции. Это было сопряжено с изрядными позиционными уступками, поэтому долгое время (примерно минуту!) преимущество белых не вызывало сомнений. Однако маневр, обозначенный 17-м и 18-м ходами Магнуса, оказался связан с тактическим просчетом. Хикару нанес несложный удар, выиграл пешку и перехватил инициативу. Вскоре черные нарастили свое преимущество, пожертвовали фигуру, вскрыли позицию вражеского короля и могли на 37-м ходу (причем с шахами!) выиграть ладью, а затем – чуточку позже – дать ему мат.

Однако Накамура, решив выиграть побыстрее, предпочел «лучшее хорошему» и не учел, что хотя и сделал белого короля совершенно беззащитным, но дал сопернику встречные тактические шансы. Правда, имея всего несколько секунд, Карлсен упустил возможность решающей контратаки, но когда Хикару, настаивая на своем, не стал жертвовать ладью, форсируя мат белому королю, норвежец опомнился и со второй попытки сам поочередно пожертвовал обе свои ладьи. В заключительной позиции Магнус располагал возможностью дать черному королю не слишком сложный мат в шесть ходов, но решил зафиксировать ничью вечным шахом, а вместе с ней и победный для себя итоговый счет 13,5:12,5...

Подводя творческие итоги этого удивительного сетевого сражения, мы не можем (при всем нашем скептицизме касательно творческой составляющей подобных шоу) не выразить своего восхищения невероятным накалом и драматизмом борьбы, в которой два блистательных мастера сверхскоростной игры продемонстрировали болельщикам непревзойденное искусство шахматного эквилибра.


Читайте также


В индийской Колкате победили Магнус Карлсен, Александра Горячкина и Катерина Лагно

В индийской Колкате победили Магнус Карлсен, Александра Горячкина и Катерина Лагно

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

0
1449
В казахстанском Шымкенте подходит к концу второй этап женского Гран-при ФИДЕ

В казахстанском Шымкенте подходит к концу второй этап женского Гран-при ФИДЕ

Сергей Макарычев

Марина Макарычева

Лидерство на турнире захватила Александра Горячкина

0
3342
На клубном кубке Европы тон задают азиатские гроссмейстеры

На клубном кубке Европы тон задают азиатские гроссмейстеры

Сергей Макарычев

Марина Макарычева

Фабиано Каруана выиграл чемпионат США

0
4275
Ян Непомнящий выиграл турнир памяти Вугара Гашимова

Ян Непомнящий выиграл турнир памяти Вугара Гашимова

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

В финале сетевого супертурнира Магнус Карлсен одолел Алирезу Фирузджу

0
4064

Другие новости