В центре с кубком в руках – победитель турнира Вэй И, справа Доммараджу Гукеш и слева – Нодирбек Абдусатторов. Фото Lennart Ootes/Tata Steel Chess Tournament
Завершился Tata Steel Masters – традиционный супертурнир, проходивший в голландском Вейк-ан-Зее. Финиш этого соревнования ознаменовался парадоксальными поворотами сюжета и неожиданными результатами, то наполнявшими болельщицкие сердца восторгом и надеждой, то заставлявшими их замирать в горестном недоумении.
Неделю назад мы сообщили о том, что за три тура до финиша лидировали Нодирбек Абдусатторов из Узбекистана и самый молодой участник турнира Доммараджу Гукеш (Индия), которые, набрав по 6,5 очка из 10 возможных, поделили первое место. При этом более выгодным представлялось в тот момент положение Абдусатторова, которому предстояло дважды сыграть белыми с «отстающими» – чемпионкой мира Цзюй Вэньцзюнь и немецким гроссмейстером Александром Донченко, а также (но уже черными) с одним из своих преследователей – участником грядущего турнира претендентов Сантошем Видитом из Индии.
И первый шаг к турнирной победе выглядел в исполнении Абдусатторова весьма убедительно. Встречаясь с чемпионкой мира, он сознательно увел игру в сторону, стремясь лишить соперницу ее главного козыря – добротной дебютной подготовки. Возникшая после этого сложная позиция оставалась примерно равной, однако требовала при своем разыгрывании исключительной точности. Когда же узбекский гроссмейстер ради захвата инициативы пожертвовал качеством, Цзюй Вэньцзюнь растерялась, начала ошибаться и подверглась красочному разгрому.
В результате Нодирбек единолично возглавил турнирную таблицу, но в предпоследнем туре должен был защищаться черными во встрече с участником апрельского турнира претендентов Сантошем Видитом. Индийский гроссмейстер очень сдержанно разыграл дебют, словно бы давая понять, что не возражает против мирного завершения поединка. Судя по всему, именно это обманчивое впечатление побудило Абдусатторова азартно пойти вперед, решившись на смелое вскрытие игры, которое оправдалась бы при любых возражениях белых, кроме... самого естественного. Психологическое объяснение допущенного черными просмотра кроется в так называемом остаточном образе – в данном случае в том, что поле d4, на котором только что стояла белая пешка, взявшая по ходу рассчитываемого варианта черного коня на поле е5, освободилось для маневра белого ферзя. И ход 15.Фа4-d4 сразу же обеспечил индийскому гроссмейстеру решающее преимущество, которое тот успешно реализовал.
В результате Видит догнал Абдусатторова, но столько же очков (по 7,5 из 12) имели перед последним туром и еще трое – Доммараджу Гукеш, Аниш Гири и китайский гроссмейстер Вэй И, державшийся до этого в тени. Самое интригующее в сложившейся спортивной ситуации состояло в том, что в предпоследнем туре сразу три потенциальных лидера встречались с соотечественниками: Гири – с Йорденом ван Форестом, Гукеш – с Рамешбабу Прагнанандхой, а Вэй – с чемпионкой мира Цзюй Вэньцзюнь. И это могло невольно породить те или иные домыслы, поскольку в китайском и голландском дерби победили – причем черными! – именно те, «кому было нужно». Авторы далеки от мысли тиражировать досужие домыслы, но вынуждены согласиться с логикой тех, кто (во избежание каких бы то ни было инсинуаций) проводит «принудительную жеребьевку» шахматистов из одной страны, проводя ее так, чтобы все партии между ними были бы сыграны в первой половине турнира.
Контекст случившегося усугубился тем, что в проигранной ван Форестом партии ее судьбу решила грубая, почти немыслимая ошибка, допущенная Йорденом на 21-м ходу в совершенно равной позиции. Как нам кажется, именно произошедшее на двух соседних столиках побудило Доммараджу Гукеша в поединке с Рамешбабу Прагнанандхой (то есть в еще одной партии соотечественников) форсировать в выигрышном для себя положении троекратное повторение ходов, что означало ничейный исход партии. Этот результат, полностью исключив какие бы то ни было злопыхательства на предмет возможного сговора в поединке двух юных участников грядущего турнира претендентов, а заодно и земляков, проживающих в индийском Ченнаи, лишил Гукеша единоличного лидерства.
Говоря о последнем туре, можно констатировать, что Вэй И на удивление легко обыграл своего конкурента Сантоша Видита, тогда как трое других лидеров – Гукеш, Гири и Абдусатторов – взяли верх соответственно над иранцем Пархамом Магсудлу, голландцем Максом Вармердамом и Александром Донченко из Германии. В результате первое место на турнире разделили сразу четверо гроссмейстеров, а это означало, что для определения победителя было необходимо провести тай-брейк, состоящий из двух полуфинальных и одного финального матча по две блицпартии в каждом.
Наиболее драматичным из этих скоротечных сражений оказался полуфинальный поединок между Гири и Гукешем, в котором самый молодой участник турнира весьма досадно для себя проиграл белыми выигрышную позицию первой партии, но затем отыгрался черными, после чего уже белыми выиграл армагеддон, в котором был обязан одерживать победу, так как ничья в этом бескомпромиссном сражении засчитывается в пользу черных.
На столь драматичном фоне несравнимо банальнее выглядел успех Вэй И, обыгравшего во второй партии полуфинала Абдусатторова, а затем (также во второй блицпартии, но уже белыми) победившего Гукеша. В результате именно китайский гроссмейстер был провозглашен победителем традиционного супертурнира и получил памятный кубок, хотя денежные призы четверо победителей разделили между собой поровну.
Подводя итоги Tata Steel Masters, уместно отметить крайне неудачное выступление обоих участников последнего на данный момент матча за мировую шахматную корону. Вице-чемпион мира Ян Непомнящий занял на турнире восьмое место, а действующий чемпион Дин Лижень – девятое.