Магнус Карлсен в очередной раз вышел победителем соревнования, в котором поначалу играл не слишком убедительно. Кадр из видео с канала freestyle_chess на YouTube
В Гамбурге завершился Freestyle Chess G.O.A.T. Challenge – супертурнир, в котором восемь знаменитых гроссмейстеров сражались в так называемые шахматы Фишера. Неделю назад мы проследили развитие спортивной интриги вплоть до финала, в котором встретились Магнус Карлсен и Фабиано Каруана – два сильнейших (согласно текущему классическому рейтингу) шахматиста планеты. Помимо главного матча турнира параллельно с ним проходили и поединки, в которых менее удачливые участники оспаривали 3–4-е, 5–6-е и 7–8-е места.
Напомним, что шахматы Фишера (рэндом-чесс, или чесс-960) – это игра, в которой борьба начинается не с привычной для всех стартовой позиции, а с положения, в котором фигуры соперников располагаются по первой и восьмой горизонталям хотя и симметрично друг другу, но «наобум» – в соответствии с результатами проводимой за несколько минут до пуска часов жеребьевки. И это обстоятельство полностью исключает какую-либо домашнюю подготовку, заставляя соперников мериться силами в «чистом» искусстве игры. Однако гамбургский форум имел одно важное отличие от всех «фишеровских» турниров последних лет. Дело в том, что в матчах навылет (то есть начиная с ¼ финала) соперники располагали в каждой партии не «быстрым», а вполне достойным «полуклассическим» запасом времени, составлявшим для обоих соперников по полтора часа на 40 ходов с последующей прибавкой 30 минут и 30-секундным бонусом, автоматически добавляемым после каждого сделанного хода, начиная с 41-го.
Тем не менее экстравагантность большинства начальных позиций в этой игре столь значительна, что для того, чтобы постичь хотя бы в первом приближении ключевые особенности стартового положения, необходимо располагать несравнимо большим временем. Стоит добавить, что и его оценка существенно зависит от результатов жребия, хотя, как правило, белые в «рэндоме» располагают несколько большим преимуществом, чем в обычных шахматах. Впрочем, данный эффект можно хотя бы отчасти списать на психологию, точнее, на то обстоятельство, что в обычной игре начальная позиция глубоко изучена всеми квалифицированными шахматистами, тогда как в «фишеровской» им приходится творить с чистого листа, гадать и, как следствие, ошибаться в совершенно незнакомой для себя обстановке.
Любопытно, но этот фактор сыграл немалую роль во второй партии финального матча, которая оказалась решающей. Белые фигуры принадлежали в ней Магнусу Карлсену, а начиналась она при равном счете 0,5:0,5 – после того, как первый поединок соперников без особых приключений закончился вничью.
Надо отдать должное норвежскому гроссмейстеру, который смог достаточно глубоко проникнуть в тайны позиции и сделать самый неприятный для соперника ход 1.g2–g4. После него под удар белого ферзя попала никем не защищенная черная пешка b7. Защитить ее можно было лишь с помощью длинной рокировки, после которой черный король перескакивал с d8 на свое законное место на с8, меняясь местами со своей ферзевой (с привычной точки зрения) ладьей. Кстати, в распоряжении Фабиано Каруаны имелась неплохая альтернатива рокировке, состоявшая в позиционной жертве пешки b7, которую можно было отдать с помощью смелого 1.Ка8–b6. После этого парадоксального продолжения принятие жертвы (как показал компьютерный анализ) было бы связано для белых с немалым риском и даже при оптимальной дальнейшей игре не приносило им никакого преимущества.
Однако американский гроссмейстер отреагировал самым естественным, «человеческим» образом. Он, сыграв 1.с7–с6, перекрыл большую диагональ, что позволило Карлсену полностью захватить центр, прижать соперника к канатам и сразу же добиться значительного преимущества. Подводя итоги партии, можно сказать (кстати, авторы так и поступили на своем YouTube-канале makarychev chess), что ее судьбу решила ошибка черных, допущенная ими уже на первом ходу, что в обычных шахматах не случается никогда...
Итак, Магнус Карлсен в очередной раз вышел победителем соревнования, в котором поначалу играл не слишком убедительно, заняв в предварительном рапиде лишь пятое место при восьми участниках. Но если говорить о неудачах чемпионов, то наиболее ярким и бесспорным оказался провал обладателя мировой шахматной короны Дин Лиженя, который после занятого им в круговике последнего места уступил затем поочередно в матчах навылет Нодирбеку Абдусатторову, Алирезе Фируздже и Винсенту Кеймеру, проиграв в общей сложности 10 партий при трех ничьих.
Да, конечно, «фишеровские» шахматы существенно отличаются от обычных, но психологический эффект, порожденный столь плачевным итогом выступления китайского гроссмейстера в Гамбурге, который незадолго до этого занял на сетевом супертурнире Chessable Masters малоутешительное 9-е место, трудно переоценить. И кто бы что ни говорил, но случившееся бросает тень и на неформальный статус уже совсем близкого турнира претендентов в Торонто, в котором восемь выдающихся гроссмейстеров – Фабиано Каруана (США, классический рейтинг 2804), Хикару Накамура (США, 2788), Ян Непомнящий (ФИДЕ, 2769), Алиреза Фирузджа (Франция, 2759), Рамешбабу Прагнанандха (Индия, 2743), Сантош Видит (Индия, 2742), Доммараджу Гукеш (Индия, 2725) и Ниджат Абасов (Азербайджан, 2641) – начнут борьбу за право поспорить с Дин Лиженем за корону шахматного короля.
...Подводя полные итоги турнира в Гамбурге, сообщим, что в поединке за 3-е место Левон Аронян сначала чудесным образом спасся в первой партии матча с Нодирбеком Абдусатторовым, а затем победил его во второй. А 5-е место досталось Алирезе Фируздже, обыгравшему Доммараджу Гукеша с таким же счетом, 1,5:0,5.