Сергей Аброскин в фильме «Дорога на».
Кадр из фильма
В четверг, 24 мая, в программе студенческих работ Cinefondation на 65-м Каннском фестивале была показана короткометражная картина «Дорога на» выпускницы ВГИКа, ученицы Алексея Учителя Таисии Игуменцевой. А уже на следующий день стало известно, что жюри этого конкурса, возглавляемое бельгийским режиссером Жан-Пьером Дарденном, присудило картине главный приз. Лауреат при этом получает поддержку в размере 15 тыс. евро и гарантию показа своего первого полнометражного фильма на Каннском кинофестивале. Кинокритик Светлана ХОХРЯКОВА встретилась с Таисией ИГУМЕНЦЕВОЙ в Каннах накануне конкурсного показа.
– Я слышала, защита диплома с этим фильмом протекала у вас во ВГИКе очень негладко. Алексей Учитель рассказывал, что ему пришлось вас защищать. Так что же произошло на экзамене?
– Выглядело все так, будто члены экзаменационной комиссии, услышав еще во время начальных титров нецензурное слово, просто не стали смотреть фильм. У них словно закрылись глаза и уши, к сожалению. Алексей Учитель, будучи руководителем мастерской, требовал, чтобы мою картину посмотрели еще раз. Но это ничего не решило. Мне поставили четверку. Таких оценок практически ни у кого больше не было.
– Вы сами проявили инициативу и отправили свой фильм на селекцию Каннского кинофестиваля?
– Ежегодно разными учебными заведениями отправляются фильмы на фестивали. Естественно, мою картину, после того что произошло на экзаменах, от ВГИКа никто никуда не отправлял. Я просто набрала в Yandex слова «Каннский фестиваль», узнала, как подаются заявки, и решила попытать счастье. Самое интересное, что пропустила все сроки, так что фильм пришел позже объявленного дедлайна. Но в порядке исключения «Дорогу на» пригласили в конкурс Cinefondation, поскольку картина очень понравилась отборщикам. Меня даже поблагодарили «за очень искренний, чувственный, хорошо срежиссированный фильм». Было очень приятно слышать такие слова.
– Диплом вы все-таки получили. Что дальше – свободное плавание?
– Диплом уже забрала, а по поводу будущего ничего определенного сказать не могу. Мы написали сценарий полнометражного игрового фильма, даже двух, с моей бессменной сценаристкой Александрой Головиной. Снимем в любом случае, не важно, каким способом. Ищем финансирование.
– Теперь, благодаря интересу Каннского фестиваля и участию в нем, вам будет легче жить.
– Думаете? «Дорогу на» мы сняли без всякой помощи, без участия ВГИКа. Пригласили актеров из Студии театрального искусства Сергея Женовача и Театра на Таганке. Целиком сделали все сами. Я на собственных плечах все это подняла.
– Но все студенты в основном так и делают…
– Есть бюджетники, а есть платники – те, кто сам финансирует свое обучение. Я как раз платник. Институт не дал мне ни копейки, более того, деканат посылал нас куда подальше, даже если мы приходили подписать письмо на предоставление скидок на услуги «Мосфильма».
– В общем, ваша профессия – сплошное сопротивление обстоятельствам?
– В моем случае – да. Ко всему прочему я же еще из мастерской документального кино. Но молодежь не должна пугаться, услышав, например, мою историю. Все бывает по-разному.
– Наоборот, вы даете пример выживаемости, как надо идти вперед и добиваться цели.
– Человек сам притягивает судьбу. Если он будет настроен пессимистически, то впереди только крест и могила.
– Что за история легла в основу вашего фильма?
– Она об одиночестве, о людях, не имеющих возможности заявить о себе. Мой герой Сергей выходит по вечерам из дома, нарядно одетый, и посылает всех на три буквы. Фильм рассказывает о том, как совместное занятие идиотизмом сближает людей. Если закрыть глаза, а вернее уши, на несколько нецензурных слов (раз уж они будоражат до такой степени, что человек готов бежать из зала, услышав их), то окажется, что это искренний и чувственный фильм о любви. К тому же, зная «физику» актера Сергея Аброскина, легко понять, что он и матерная речь сочетаются плохо. Выглядит такое взаимодействие очень смешно, как вызов. «Дорога на» – комедия.
– Столько разговоров про одно слово, а на Каннском фестивале оно прозвучит, как бесцветное fuck. Никто на него не обратит внимания.
– В Европе нет такого культурного матерного пласта, как у нас. Мне об этом говорили даже отборщики фестиваля. Интересно, что жюри нашего конкурса возглавляет Жан-Пьер Дарденн. Может, он сумеет как-то «считать» нашу Россеюшку…