В фильме реконструируются сцены из балетов вековой давности. Кадр из фильма
В этом году в прокат выйдет фильм Алексея УЧИТЕЛЯ «Матильда», посвященный трагической истории любви балерины Матильды Кшесинской и наследника престола – будущего российского императора Николая II. О том, как появился замысел картины, как проходил выбор исполнителей ролей и о съемочном процессе режиссер рассказал кинокритику Антонине КРЮКОВОЙ.
– Алексей Ефимович, после «Восьмерки», где главными героями были омоновцы, логично было бы ожидать от вас какого-нибудь брутального мужского проекта. Но вы снимаете драму о любви императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Что послужило импульсом к созданию этого фильма?
– Я считаю, что новая картина не должна продолжать предыдущую, в том числе и жанрово – это мой принцип. Чем больше они будут различаться, тем для меня интересней. Моя первая игровая картина «Мания Жизели» была тоже о балерине – Ольге Спесивцевой и примерно о том же времени. Поэтому к идее фильма о Кшесинской я отнесся негативно, повторяться мне не хотелось. Но меня заинтересовала фигура тогда еще наследника, позже – императора Николая II главным образом потому, что у нас существует расхожее мнение, будто он все развалил и не сделал ничего, чтобы спасти Россию от революции 1917 года, позволив большевикам взять власть и т.д. На мой взгляд, это абсолютно не соответствует действительности, хотя формально случилось то, что случилось. Погрузившись в исторические материалы, я убедился, что Николай II был очень необычным, интересным человеком, при правлении которого Россия стала самой мощной державой в Европе по всем показателям – финансовым, производственным, экономическим – и второй в мире после Америки. В фильме затрагивается время, когда любовные отношения наследника престола и балерины достигли своего пика. У него уже была невеста – будущая императрица Александра Федоровна, и мы берем отрезок времени от свадьбы до коронации. Надо сказать, что период этот очень важный. Тогда случилось много интереснейших, мистических, почти детективных вещей, решалась судьба России. Все могло пойти по совершенно другому пути. И это зависело от маленькой женщины, которую любил Николай Александрович.
– И все-таки есть ли его вина в том, что Россия не пошла «по совершенно другому пути», и какую роль сыграла в этом Кшесинская?
– Мне кажется, что история как процесс проходит определенные фазы. К концу 1916-го Николай II находился у власти уже 20 лет. Это большой срок. Конечно, в этот период происходят какие-то события, появляются какие-то люди, складываются политические, экономические коллизии… Поэтому очень много причин для того, чтобы случилось нечто непредвиденное. Другое дело, ему, может быть, в какой-то момент не хватило характера проявить силу, что он очень не любил делать, и показать себя жестоким, волевым правителем, способным подавить, разогнать и т.д. Может быть, эта мягкость характера его и подвела, но не мне об этом судить.
Понимаете, невероятное стечение обстоятельств способствовало тому, чтобы все случилось так, а не иначе. Ну вот взять хотя бы такой пример. Император Александр III умер в возрасте 48 лет, через некоторое время после того, как произошло крушение поезда, на котором он с семьей ехал из Крыма. Было много версий – теракт это или случайность, но погибло довольно большое количество людей, однако никто из царской семьи не пострадал. Когда рухнула крыша вагона, император, будучи человеком сильным, сумел ее приподнять, и благодаря этому все его семейство спаслось. Но сам Александр III после этих невероятных физических усилий получил надрыв почки, что и стало причиной его смерти. Если бы это не случилось, он правил бы страной еще лет 15, и никакой Николай II не появился бы на престоле вообще.
Еще пример. Будущий император действительно искренне любил Матильду Кшесинскую и даже просил у отца позволения на ней жениться. Он всерьез думал о том, чтобы избежать участи правления страной, хотел уехать и жить со своей возлюбленной, хотя знал, что это будет определенно другое существование. Тем не менее по-человечески был к этому готов. Так что, сложись его жизнь иначе, все действительно могло бы пойти по другому пути.
– Почему на роль Николая II вы выбрали немецкого актера Ларса Айдингера?
– Признаться, поиск был непростым. Конечно, я пытался найти исполнителя среди российских актеров. У меня был ряд критериев. Во-первых, он должен быть довольно молодым: в период, когда происходит действие нашей картины, наследнику всего 28 лет. Во-вторых, быть похожим на него внешне, хотя это не так важно. Но самое главное – суметь внутренне постичь этого человека и прожить на экране тот трагический период его жизни, о котором мы снимаем. И потом, тут нужен не просто актерский талант, а какие-то личностные качества.
Эту роль мог бы блестяще сыграть Евгений Миронов. Я разговаривал с ним на эту тему и даже видел его в гриме – сходство несомненное. Тем не менее в фильме он сыграл не главную, но очень интересную роль – директора императорских театров. А что касается Ларса Айдингера, то я увидел его лет пять назад в спектакле «Гамлет» замечательного немецкого театра «Шаубюне», приезжавшего в Москву. В нашу картину я позвал его на другую роль – и на пробах он проявил себя в ней очень хорошо. Когда на гриме ему прикладывали разные бороды для этой другой роли, я вдруг заметил, что в одной из них он поразительно напоминает Николая II. (Кстати, внешне Ларс очень похож на Янковского). Тогда я решил попробовать его на главную роль и не ошибся. Единственной проблемой стал язык, и хотя он выучил всю роль на русском, акцент все равно заметен. Скорее всего мы его переозвучим.
– Императрицу тоже играет немецкая актриса из того же театра?
– Да, замечательная актриса Луиза Вольфрам. Но это оправдано, потому что Александра Федоровна была немкой и должна говорить с акцентом.
– По какому принципу вы подбирали исполнителей, что для вас важно?
– Как я уже сказал, для меня важны личностные качества актера и его достойное существование в искусстве. Помимо этого, он должен безупречно использовать свою технику, ремесло. В нашем фильме есть несколько глобальных эпизодов, мощных по масштабу и историческому значению, – таких как коронация Николая II или Ходынка. Когда Николай II приезжает на Ходынку и видит огромное количество трупов, он просит принести огня, потом поднимается на вышку и опускается на колени. Эту сцену мы снимали 15 минут, в течение которых я не давал никаких команд. И что поразительно, Ларс Айдингер за это время действительно прожил мгновения страшной трагедии, представшей перед глазами царя… Если бы можно было сделать отдельное кино на эти 15 минут, там было всё: и фантастический уровень актерского мастерства, и глубокое человеческое осознание свершившейся трагедии, которую актер не только прожил эмоционально, но проник в душу своего героя, как говорится, побывал в его шкуре. Я просто видел, как это произошло. Это высший актерский пилотаж, когда актер не только попытался хорошо сыграть, но удивительно тонко и точно передал то, что пережил в эту секунду только что состоявшийся император. Ведь актеры, как правило, способны на такое в течение пары минут, а он все 15 находился в этом состоянии, и смотреть, наблюдать за ним было удивительно интересно. Вот за что я ценю Ларса Айдингера и как актера, и как личность.
– Можно догадаться, что найти актрису на главную женскую роль было тоже проблемой, тем более что тут одновременно нужен и актерский талант, и умение профессионально танцевать.
– На роль Матильды я пробовал известных актрис и неизвестных, многочисленных балерин, приглашал артисток из-за границы – очень долго не удавалось найти то, что надо. Даже когда мы уже начали съемки, я еще сомневался в выборе исполнительницы. Еще ведь важно, чтобы было сочетание с такой актерской личностью, как Ларс Айдингер. Подобрать равноценную ему партнершу было крайне сложно: когда кто-то начинал пробоваться, то рядом с ним этого человека было не видно и не слышно. И эта разница очень чувствовалась. Ларс сам очень переживал затянувшиеся поиски, мы с ним после каждой пробы обсуждали, как он чувствует, насколько равна ему партнерша, тот это персонаж или нет. Но актриса все же нашлась. Я помню пробу Михалины Ольшанской, по ходу которой Ларс сначала слегка растерялся из-за того, что появилась некая мощь с другой стороны. А потом чуть-чуть улыбнулся, и это означало, что он ее принял.
– По-видимому, «Матильда» станет одним из самых дорогих отечественных кинопроектов. Где вы снимали фильм?
– Съемки проходили во всех, кроме Зимнего, дворцах, которые существуют в Петербурге. Мы построили огромную декорацию Успенского собора Кремля, хотя получили разрешение снимать в самом соборе. Но это было бы всего три дня, за которые нереально провести в Кремле тысячную массовку и съемочную группу из 400 человек. Поэтому мы приняли правильное решение. Все, кто приходил смотреть наш Успенский собор – в том числе и губернатор Санкт-Петербурга, – были в крайнем удивлении. Декорация действительно производит сильнейшее впечатление, и если бы это сохранить, поместив туда и костюмы, получилась бы замечательная экспозиция. А в Екатерининском дворце в Царском селе, где мы довольно много снимали, такая выставка будет работать с июня следующего года. Еще и Эрмитаж попросил у нас костюмы для их использования в постоянной экспозиции, заменив оригиналы, чтобы они лучше и дольше сохранились. Но наши костюмы настолько хороши, что подмены никто не заметит. Мы изготовили 7 тыс. костюмов, и с этим количеством вряд ли может сравниться какой-либо другой проект не только в нашем, но и в мировом кинематографе.