0
4703
Газета Кино Интернет-версия

02.06.2016 00:01:00

Гарри Бардин: "Компромисс с властью для меня невозможен"

Тэги: анимация, гарри бардин, искусство, власть, художник


анимация, гарри бардин, искусство, власть, художник Механические существа поглощают все живое на своем пути. Кадр из мультфильма

На минувшем Каннском фестивале в секции «Двухнедельник режиссеров» с успехом прошла мировая премьера фильма Гарри БАРДИНА «Слушая Бетховена». Обладатель «Золотой пальмовой ветви» (фильм «Выкрутасы», 1988), Бардин считает эту картину высказыванием о торжестве и величии свободы. О том, как создавалась картина, о своем кино и нынешнем ощущении жизни кинематографист рассказал кинокритику Антонине КРЮКОВОЙ.

– Гарри Яковлевич, метафора в вашем фильме точная и чрезвычайно выразительная: страшные металлические монстры, с каждым разом все более изобретательные, наступают на зеленые ростки, давят их, но те, несмотря ни на что, решительно прорастают вновь сквозь серые цементные плиты. Кажется, вопрос актуальности вашего фильма сегодня – риторический…

– Сегодня в России, я думаю, этот разговор особенно актуален. Образ этих лязгающих железных механизмов олицетворяет нынешнюю государственную машину. «Вихри враждебные веют над нами» – такое сейчас состояние страны. Я, переживший уже две оттепели, снова вступать в заморозки не согласен. Так что замысел возник из нашей действительности. Мы придумали этот образ с замечательным художником Кириллом Чёлушкиным, который сейчас живет в Париже. Все это время мы общались с ним по скайпу, обговаривая детали. Он по электронной почте присылал мне наброски, а я объяснял ему, как я все это вижу, он снова все перерисовывал и т.д. Вот так мы в конце концов и пришли к железным чудовищам, которые вы видели в фильме. Я никогда не пользуюсь компьютерной графикой, как сейчас модно. Все мои фильмы – это ручная работа.

– Тем не менее «Слушая Бетховена» внушает оптимизм, оставляет надежду на то, что мы прорвемся, – вы в это верите?

– Вот и директор Каннского фестиваля поблагодарил меня «за симфонию надежды», как он выразился. Я в это верю. И я должен дать зрителю надежду. И себе тоже. Но это не призыв к восстанию. Я считаю, что человек, покинув материнскую темницу, появляется на свет, с рождения руководствуясь свободой, – это главное. И если ему ее ущемляют, то для властей предержащих это чревато революциями, бунтом, бессмысленным и беспощадным…

– В ваших фильмах всегда много музыки, а в случае двух последних она звучит как главная тема. В «Трех мелодиях» это Сен-Санс, Массне и легендарная композиция Луи Армстронга Let my people go, в «Слушая Бетховена» – «Ода к радости» и Allegretto из Седьмой симфонии. Но что для вас первично – музыка или история?

– В фильме «Слушая Бетховена» сначала в голову пришла музыка, она довлела надо мной, и я не мог понять: зачем и почему? А через два месяца этих мук пророс замысел фильма, а дальше я уже придумывал, что и как это будет. Во-первых, я люблю музыку и считаю ее одним из составляющих компонентов фильма – она выражает и подкрепляет мою идею и работает на нее. Во-вторых, я предлагаю эту музыку зрителю, который смотрит фильм и испытывает те или иные чувства, а тех зрителей, кому она не известна, с ней знакомлю. В следующем фильме тоже будет музыка, я уже знаю, какая. Самому страшно до чертиков приступать к проекту с такой музыкой, но я уже написал сценарий.

– Предыдущие «Три мелодии» были частично сняты на зрительские пожертвования, на этот раз вы опять прибегли к краудфандингу, полностью собрав бюджет для «Слушая Бетховена». Почему не обратились в Министерство культуры?

– Закончив «Три мелодии», я решил больше туда не обращаться. Ведь министерство тогда выставило мне штраф в 200 тысяч за нарушение сроков производства, который мне пришлось заплатить, – никакие справки о том, что я был болен, представленные в министерство, не возымели действия. После такого этического финала я сказал себе, что с этими людьми больше общаться не буду. Хотя Мединский признался, что вырос на моих фильмах. Но я не доволен, каким вырос министр. За «Слушая Бетховена», выдвинутый на Каннский фестиваль, я отвечаю перед зрителями, чтобы они знали, что их кровные денежки потрачены не зря.

– Что для вас самое трудное в контактах с чиновниками министерства?

– Всегда нужно сохранять себя, свой позвоночник – не сгибаться, оставаясь самим собой в любой ситуации. Пока мне это удавалось. Во всяком случае, ни за один мой фильм мне не стыдно. Ни при советской власти, ни сегодня не было такого, чтобы я находился в разладе с самим собой, прогнулся, изменил что-то в своем замысле или сценарии. Это, конечно, непросто. Но я сейчас не буду жаловаться, чего мне это стоило, однако, если ты хочешь сохранить себя, оставаться верным профессии, значит, должен идти на какие-то издержки собственного здоровья, но не на компромисс. В моем понимании профессионализм – это бескомпромиссное доведение замысла до экранного воплощения. То есть без единой уступки, без всяких поправок на то, что не было денег, что была плохая погода, камера сломалась, пленку засветили и так далее – это никого не волнует. Зрителя уж точно. Я должен сделать так, как задумал. В этом смысле я не могу предъявить себе какие-то претензии, и когда пересматриваю свои фильмы, то меня ни разу не посетило сомнение – дескать, вот тут надо было бы переснять, а я не переснял, дал слабину, пожалел мультипликаторов. Я всегда всё доводил до ума, до кондиции и требовал этого прежде всего от себя самого, несмотря ни на какие проблемы, которые только и порождали во мне спортивный азарт преодоления.

Все мои фильмы, в том числе и «Слушая Бетховена», сделаны не в патриотическо-православном русле – они далеки от того, что хочет видеть власть. И следующий будет таким же, поэтому я не буду даже пытаться обращаться в министерство. Вот и сейчас буду заниматься привычным делом – собирать деньги.

– При этом министерство и Фонд кино обеспечивают бюджетами военно-патриотические, псевдоисторические проекты и особенно комедии – наверное, такой вкус у чиновников. Но причем здесь зритель?

– Конечно, это их вкус, а зритель смотрит американское кино и не ходит на российское. Если музыкальные пристрастия президента Путина не распространяются дальше «Любэ», то министра Мединского – дальше комедий. И что, он собирается финансировать проблемное кино, которое вскрывает какие-то язвы нашего времени, ставит вопросы перед обществом, заставляет его задуматься? У них есть определенная пропагандистская траншея, по которой они гоняют режиссеров. Если кто-то в нее не вписывается, то выскакивает из процесса. Я не могу понять, как мой сын Павел Бардин, которому сорок лет и у которого, казалось бы, самый продуктивный режиссерский возраст, не имеет возможности снимать. А он многое может рассказать про эту жизнь. Более того, сериал «Салам, Масква!», который он снял для Первого канала и который получил приз на фестивале «Движение» в Омске, уже семь лет лежит на полке.

– Какой, по вашему мнению, должна быть политика государства в сфере искусства?

– Они должны отстать от тех, кто занимается искусством, не давить, не покушаться на свободу мыслить и выражать свои идеи, о чем я и высказался в «Слушая Бетховена», не навязывать православие, военно-патриотическое воспитание, как власть это понимает. Что касается государственного финансирования, то идеальные взаимоотношения власти и культуры должны быть как у фон Мекк и Чайковского: деньги дает, а жениться не требует.

– Вам часто приходилось сражаться за свои фильмы?

– Практически за каждый. В советские времена давила цензура – приходилось отстаивать и сценарии, и уже готовые картины. Правда, экономически было по-другому: смету фильма я не знал, не интересовался, сколько стоит метр пленки. А сейчас, когда я стал еще и продюсером, поневоле приходится считать деньги, думать о том, чем платить людям, сколько стоит пленка, как починить крышу арендованного помещения, которое занимает моя студия «Стайер». К тому же наступают еще более сложные времена – к экономическим проблемам присовокупилась еще и вернувшаяся цензура, чего не было последние 15 лет. И хотя декретов на этот счет пока нет, она существует как негласное распоряжение.

– Год назад на телеканале «Россия К» («Культура») вам посвятили четыре вечера, тогда же прошла ретроспектива вашей анимации вместе с «Тремя мелодиями». Телевидение стало единственной возможностью, чтобы увидеть ваши фильмы?

– Получается, что так. Но еще DVD – фирма «Приор» недавно выпустила коллекцию моих мультфильмов, куда, правда, не вошел «Слушая Бетховена». Из того, что я снял в последние годы, единственный «Гадкий утенок» был в прокате. А «Три мелодии» показали только в кинотеатре «Пионер» и в клубе «Эльдар». Но и эта картина, и «Слушая Бетховена» не являются прокатными единицами, потому что их хронометраж – 18 и 10 минут – для этого не подходит. Раньше существовала практика, когда несколько старых моих фильмов плюс новый можно было бы объединить в блок для показа в кинотеатрах, что я и предлагал, но прокатчики не заинтересовались.

Я понимаю, что «Слушая Бетховена» федеральные каналы не возьмут. Кроме вот этих вечеров на «Культуре», они уже 25 лет меня не показывают, исключив из списка живых. Когда с Первого канала мне позвонили с просьбой об интервью, я ответил, что их зрители меня не знают, и отказался.

– Телевидение вообще не показывает авторскую анимацию, хотя, помнится, в 2011 году на знаменитой встрече тогдашнего премьера Путина с аниматорами говорилось о том, что надо решать этот вопрос, однако до сих пор ничего не изменилось. Почему деятели отечественной мультипликации бездействуют?

– Ну а что вы предлагаете – брать арматуру и двигаться на «Останкино»? Ведь эта встреча на самом деле не имела существенных результатов, хотя на ней говорилось о больших вложениях государства в нашу отрасль, о серьезном подходе к анимации, но воз и поныне там. Тех пятисот миллионов рублей, которые Путин тогда отписал, хватило разве что на латание дыр. А в принципе нужно было организовать академию для подготовки мультипликаторов, сделать все необходимое для того, чтобы, как говорят китайцы, цвели все цветы: и авторская, и коммерческая, и рекламная продукция – все это должно быть и развиваться. Мы многое теряем из того, что было наработано в советское время, и в какой-то степени предаем школу советской анимации, которая была замечательная. К сожалению, распалась связь времен. Такие качества нашей мультипликации, как лаконизм, метафоричность высказывания, неподражаемая авторская интонация, свое лицо и свой стиль, которыми она всегда отличалась, мы можем утратить в связи с засильем коммерческого диктата продюсеров, которые хотят получить прибыль, побуждая режиссеров снимать полнометражные фильмы. То, что делается сегодня, конечно, ниже среднего уровня советской мультипликации, но народ не очень щепетилен и принимает то, что есть: шевелится, и слава богу.

– Вы как-то сказали, что некоторые наши мультипликаторы считают, что нужно поскорей запрыгнуть в американскую телегу, чтобы привлечь массового зрителя. Им это удалось сделать: нынешние полнометражные анимационные фильмы снимаются в подражание американским – как вы их оцениваете?

– Продюсеру нужны конкретные деньги, он изучает спрос рынка, а рынок таков: российский зритель подсел на американскую мультипликацию. Значит, вослед этому успеху надо делать нечто похожее – то, что будет съедено. То есть, если там делают гамбургеры, то и нам надо делать не бутерброды, а гамбургеры. У нас почти нет удачных примеров полнометражной анимации. Я не поклонник всей этой незатейливой былинной эпопеи про богатырей: это больше американский продукт, нежели российский, – по рисунку, по движению, по монтажу. И, конечно же, это не национальный наш продукт. Очень редко бывают удачные вещи – скажем, сериал «Маша и Медведь» имел большой коммерческий успех, куплен многими западными странами. Ребята, которые его затеяли, доказали, что на нашей основе можно сделать качественное кино. Это коммерческая мультипликация, но высокого класса. А с авторской дела обстоят плохо, потому что ее никто не видит, продюсеры в ней не заинтересованы, потому что навара с этого не имеют. Как правило, она не дотягивает до полного метра – обычно это высказывание, метафора на 10–20 минут, что не имеет спроса на рынке.

– Вопреки продюсерской незаинтересованности авторская анимация все же существует – скажем, петербургский режиссер Константин Бронзит был даже номинантом нынешнего «Оскара». Кого еще вы можете назвать из аниматоров, которые сегодня занимаются авторским кино?

– Могу назвать Александра Петрова, который, правда не знаю, снимает ли «Алые паруса», а если снимает, то это будет пуля. Михаил Алдашин, Иван Максимов, Михаил Тумеля замечательные, очень талантливые аниматоры. Молодых я не очень хорошо знаю, но не так давно был во Франции на биеннале по драматургии анимации и познакомился там с Наташей Чернышевой, которая сняла свой первый фильм, завоевавший немало международных призов. А показала она мне тогда незаконченную картину, над которой работала, а теперь, наверное, закончила – я был просто очарован. Я всегда испытываю радость, когда встречаю талантливых людей. Наташа из Екатеринбурга, где довольно сильная школа анимации, но училась она во французском городе Валансе, там же и проходила практику. Есть у нас замечательная Лиза Скворцова с ее превосходными «Колыбельными мира». Я думаю, что Россия в этом смысле богата на таланты. Другое дело, что они учатся за рубежом, а не у себя в стране, но, к сожалению, у нас такой возможности нет. А нужно бы успеть передать опыт советской мультипликации молодым, которые встают на крыло, чтобы они понимали, что история этого искусства начинается не с их дня рождения, что было много хорошего и до них, и чтобы они брали на вооружение все то, что было достигнуто.

– Вы ни с кем из коллег не общаетесь?

– Ну, в общем-то, очень редко. Я действительно живу на отшибе, делаю свое дело, и все. Не вхожу ни в какие ассоциации, вышел из Союза кинематографистов, который, на мой взгляд, себя исчерпал, а под руководством Михалкова он становится бессмысленным, потому что никакое это не братство, а просто властная вертикаль его самого. Пусть он и радуется, но только без меня.

– Вы подписали «Манифест в защиту демократии», где говорится о современной внешней и внутренней политике государства, в частности, о возврате к диктатуре и подавлению свобод. Это подлинный текст, который вы действительно прочли, и есть ли толк от таких манифестов?

– Да, этот текст мне прислал Лев Пономарев, и я его подписал, потому что согласен с каждым его словом. Обращение интеллигенции в защиту демократии должно быть услышано – если не властью: она глуха, то хотя бы нашими соплеменниками – российскими гражданами, что есть люди, которых это заботит, в надежде, что их так же заботит, как и нас, и что они находят своих единомышленников – подписантов. Вот в чем и заключается толк этого манифеста. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
502
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2221
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1454
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1086

Другие новости