Фото Павла Сарычева
Несмотря на кризис, россияне выбирают кино в качестве основного вида развлечения. Однако возраст аудитории изменился в сравнении с прошлым годом. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Фондом кино совместно с ВЦИОМом в последние две недели декабря 2016 года в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани, Омске, Ростове-на-Дону, Краснодаре и Уфе. Участниками опроса стало более 7 тыс. посетителей кинотеатров.
Как выяснилось, большую часть (33%) кинотеатральной аудитории составляют люди от 25 до 34 лет, а подростки 14–17 лет представляют лишь 15% аудитории. «Взросление» зрителя глава ВЦИОМа Константин Абрамов, представивший исследование на презентации в Москве, связывает не только с «демографической ямой», но и с развитием онлайн-кинотеатров и распространением пиратского контента в Сети.
Большая часть (46%) зрителей посещает кинотеатры не чаще двух раз в месяц, поход на сеанс для 66% опрошенных является спланированным событием. Определяющими факторами при выборе фильма в данном случае становятся в первую очередь жанр и тематика фильма, его сюжет и актерский состав, тогда как новизна, страна-производитель, наличие спецэффектов не играют столь значимой роли. Меньше всего внимания российские зрители, как выяснилось, обращают на рекомендации кинокритиков и блогеров (всего 6% опрошенных) – более весомыми оказываются рекомендации коллег и друзей (11%) и даже рейтинг фильма на различных порталах о кино (на него так или иначе обращают внимание 17%). В исследовании приводится один пример противоположной ситуации: «Ла Ла Ленд» российские зрители посмотрели в основном благодаря советам друзей, рейтингам на кинопорталах и рекомендациям критиков.
Отдельный пункт исследования посвящен отечественному кино, отношение к которому, как показывают цифры, улучшилось. Подавляющее большинство опрошенных (58%) признало, что российские фильмы 2016-го лучше выходивших в прокат один-два года назад. При этом 77% признаются, что пойдут смотреть отечественный фильм в кинотеатр. Связано это не только со ставшим более позитивным отношением к российскому кинематографу, но и с тем, что на страну-производителя обращают внимание лишь 9% зрителей.
Самой запоминающейся российской картиной 2016 года, согласно опросу, стал «Экипаж» Николая Лебедева – самый кассовый фильм года. Вспомнили зрители и про «Викинга», который чаще всего выбирали из-за актерского состава. А также «Елки-5», «Дуэлянт», «28 панфиловцев», «Ледокол», «Жених», «Дед Мороз. Битва магов» и «Три богатыря и Морской царь» – эти фильмы респонденты смогли вспомнить без подсказки, однако если наличие в топе «Елок», «Деда Мороза» и «Трех богатырей» можно списать на время проведения опроса (накануне новогодних праздников, когда все три фильма выходили в прокат), то «Дуэлянту» и «Ледоколу», несмотря на кассовый провал, все-таки удалось стать событиями в глазах российского зрителя. Очевидно, благодаря жанру, сюжету и не в последнюю очередь актерскому составу.
Результаты исследования, по мнению и Фонда кино, и ВЦИОМа, должны помочь в первую очередь представителям индустрии – продюсерам и режиссерам, которые смогут более полно представлять собственную аудиторию и ориентироваться на нее еще в процессе работы над тем или иным фильмом. Присутствовавший на презентации исследования режиссер и продюсер Федор Бондарчук отметил, что благодаря его результатам «здесь и сейчас разбиваются несколько легенд или мнений, которые бытуют вокруг киноиндустрии», имея в виду устоявшуюся ориентацию на зрителей возраста 19–25 лет как на ядро аудитории, тогда как оказывается, что средний возраст посетителей кинотеатров несколько выше этой цифры. В качестве примера работы со зрителем Бондарчук привел собственный фильм «Притяжение», рассказав, что его команда впервые не только работала с фокус-группами на этапе производства, но и по результатам этих фокус-групп переснимала некоторые сцены. И возраст, и остальные факторы, влияющие на выбор фильмов (значимость сюжета и актерского состава), по мнению Бондарчука, должны служить деятелям кино подсказкой – в том числе в разработке маркетинговых кампаний, качество которых в РФ страдает и влияет на кассовые сборы.