0
7171
Газета Кино Интернет-версия

06.04.2017 00:01:00

Русское кино – просто космос!

Тэги: кинопремьера, космос, время первых, история, кинокритика


кинопремьера, космос, время первых, история, кинокритика Фильм про космонавтов не может обойтись без лирической ноты. Кадр из фильма

Судьба картины, продюсированием которой занимались Тимур Бекмамбетов и Евгений Миронов (он же сыграл главную роль), не менее драматична, чем реальная история в основе ее сюжета: от внутренних перестановок в съемочной группе до попыток авторов и чиновников искусственно помочь ленте собрать зрителей и кассу. Что, как показывает практика, лишь отвращает потенциальную аудиторию и, следовательно, вредит фильму. В данном случае – фильму на удивление хорошему. 

Что касается предыстории, то сперва режиссера Юрия Быкова сменили на Дмитрия Киселева – он отвечал за экшн-сцены бекмамбетовского «Особо опасного», а потому, решили продюсеры, лучше бы справился со спецэффектами (и справился!). Еще в процессе съемок стало очевидно, что «Времени первых» скорее всего придется конкурировать в кинотеатрах с другим российским фильмом про космос – «Салютом-7» Клима Шипенко. Оба релиза были намечены на апрель, ко Дню космонавтики, но, дабы избежать конкуренции, «Салют» в итоге перенесли на пока не определенную дату. Еще ближе к делу оказалось, что соперником «Времени» может стать и «Форсаж-8», так что продюсеры российского фильма потребовали отодвинуть премьеру голливудского блокбастера, апеллируя к постоянным разговорам работников киноиндустрии и чиновников о «расчистке» места для российских фильмов и прочих мерах поддержки. В итоге долгих разбирательств дата выхода «Форсажа» все же осталась неизменной – 13 апреля, через неделю после «Времени первых». С условием, что у отечественной картины будет количественное преимущество по сеансам на второй и последующих неделях, а на экранах она останется до 10 мая. Такой вариант в коллективном письме предложили крупнейшие сети кинотеатров, попросившие не переносить премьеру «Форсажа», но просившие преференции для «Времени первых». 

Не хочется думать, что сами авторы, перестраховываясь, оказали своему проекту медвежью услугу – в конце концов, отрицательный пиар все равно пиар. Хотя по большому счету «Время первых» все равно вызвало бы интерес, хотя бы на уровне сюжета. О том, что 18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов стал первым человеком, вышедшим в открытый космос, знают все. Что происходило в предшествующие этому историческому событию годы, месяцы, дни и даже минуты, сколько нештатных ситуаций случилось как на земле, так в небе, насколько близки к гибели были и Леонов, и его напарник, капитан Павел Беляев (его сыграл Константин Хабенский) – все это долгое время оставалось государственной тайной. «Время первых» не только почти поминутно воспроизводит полет космонавтов, но и подробно описывает предысторию полета, в буквальном смысле выстраданного не только Леоновым и Беляевым, но и главным конструктором Сергеем Королевым (великолепный Владимир Ильин), и последствия не самого удачного приземления. 

Обрамляющие основную, космическую, часть фильма «земные» эпизоды, несмотря на довольно точное и удачное копирование не только внешнего антуража, но и самой атмосферы второй половины 60-х, периода разгара холодной войны и гонки вооружений, оказываются необоснованно затянутыми. И если в начале это простительно и в каком-то смысле даже создает напряжение и готовит зрителя к кульминационной середине картины, то финал, в котором Миронов и Хабенский добрых полчаса замерзают в тайге в ожидании помощи, сводит на нет весь накопленный до этого эмоциональный заряд фильма. Проблему с легкостью решил бы монтаж – остается надеяться, что продюсеры, прислушавшись к мнению первых зрителей, решатся на доработку. 

Впрочем, даже если не решатся – недостатки в данном случае не могут перевесить достоинства. Завораживающие сцены в космосе сняты профессионально и на уровне, близком к голливудскому и, к счастью, далеком от среднероссийского. Даже отсутствие фактической интриги – полет Леонова и Беляева, несмотря ни на что, завершился благополучно – не лишает картину саспенса. Актеры заперты в крошечной кабине, за стеклом иллюминатора мелькает солнце, ритмично освещающее круглую, вращающуюся вокруг своей оси капсулу, внутри которой – созданной для фильма точной копии реального «Восхода-2» – лампочки мигают правильным светом, инструкции написаны правильным шрифтом, и как будто и впрямь есть невесомость. Эталонная работа мастеров по спецэффектам и компьютерной графике, художников, бутафоров, техников – по «Времени первых» впору писать учебник для российских кинематографических вузов и школ. То, что продюсеры и остальные создатели картины верно расставили приоритеты и не махнули рукой на визуальный ряд в фильме про космос, дорогого стоит. 

Как и весьма тщательный подход съемочной группы к реальной истории, фактам, персонажам. От одержимого космосом гения Королева, к счастью, имевшего право иногда сказать партии «нет» и потому не только сделавшего страну первой космической державой, но и спасшего жизни космонавтам-первопроходцам. Как нельзя более уместный сейчас пример гуманизма и отношения к каждой жизни – как к бесценной, стоящей в разы больше любой победы и стоящей выше любой политики. И первая за долгое время по-настоящему замечательная роль актера Ильина, помимо внешнего сходства, явно уловившего и нашедшего внутреннюю связь с персонажем. 

И до главных героев, Леонова и Беляева. Евгений Миронов проигрывает Константину Хабенскому в совместных сценах, но, оказавшись в одиночестве, справляется не только со скафандром, но и в целом с образом того, кто шагнул из люка космического корабля в открытый космос. Сделал шаг – маленький для человека, огромный для человечества – и десяток раз едва не погиб на этом пути. Время первых – время смелых.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1837
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4445
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2425
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2775

Другие новости