«Звездные войны» – зрелище, как всегда, завораживающее. Кадр из фильма
Вторую часть новой трилогии ждали едва ли не сильнее, чем первую: выбранный Дж. Дж. Абрамсом для возрождения саги два года назад формат «визитки» был вполне уместным, однако во второй раз явно бы не сработал – интересно и важно было узнать, в какую сторону двинется действие и двинется ли вовсе. Новый режиссер и главный сценарист Райан Джонсон ожидания фанатов, кажется, оправдал, а то и превзошел – снятый им VIII эпизод под названием «Последние джедаи» получился самым смешным – и самым эротичным – за всю историю «Звездных войн».
Начинаем там, где остановились: Первый орден направил все силы на уничтожение остатков Сопротивления. Наступлением руководит комический злодей Хакс (Доналл Глисон), тогда как верховный лидер Сноук (Энди Серкис) больше увлечен воспитанием Кайло Рена (внук Дарта Вейдера в исполнении Адама Драйвера). Тот все еще колеблется между темной и светлой сторонами силы, то снимает, то надевает шлем и устраивает телепатический «скайп» с Рей (Дейзи Ридли). Которая, как мы помним, все-таки отыскала Люка Скайуокера (Марк Хэмилл) и теперь пытается всеми правдами и неправдами заставить его помочь Сопротивлению. Он не хочет, но готов хотя бы научить Рей пользоваться Силой. Тем временем остальные новые герои – горячие головы Финн (Джон Бойега) и По Дэмерон (Оскар Айзек) – придумывают себе опаснейшую миссию а-ля «взрыв Звезды Смерти», чтобы доказать всем, что они кое на что способны и без всякого Люка.
Новый эпизод действительно нацелен на то, чтобы вывести на первый план новичков – и отпустить стариков на заслуженный покой. Тем не менее и те, и другие получают равное количество экранного времени – трудно сказать, кто главнее, тем более что почти до самого финала картина развивается в трех параллельных плоскостях тремя сюжетными линями, от чистой воды экшена, хоть и «вкраплениями» Кэри Фишер и Лоры Дерн с лиловыми волосами (две «старушки» еще и подкалывают друг друга!), до без пяти минут философской притчи. Рей и Скайуокер, превратившийся в саркастичного бородача-циника с отменным чувством юмора, неспешно бродят вверх-вниз по скалистому острову, медитируют на камнях, сражаются на световых мечах, говорят о прошлом…
Тут же происходят те самые ментальные переговоры Рей и Рена, которые и вовсе полны непривычного для саги эротизма – Кайло не только, наконец, скидывает «дедушкин» шлем, но и частично избавляется от одежды. Один из самых интересных персонажей новой трилогии, в том числе и потому, что внешность и предыдущая фильмография Адама Драйвера никак не сочетается с новым образом – и в этом определенно что-то есть. Что-то едва ли не большее, чем трагические внутренние терзания его персонажа.
Есть и третий путь, которым идут Финн, По и примкнувшая к ним девушка-техник Роуз (Келли Мари Трэн). Он, пожалуй, самый зрелищный. Тут и инопланетное казино, и скачки верхом на каких-то фантастических тварях, и космические корабли, и даже Бенисио Дель Торо. Это путь будущих героев, которые пока, может, набрали недостаточно геройской массы и глубины, но характер уже проявили. В отличие от Рей и Рена они, наделенные не Силой, а просто силой (и физической, и умственной, не подумайте), не задумываются о выборе стороны (Финн его сделал в первой части – и здесь только утвердился в его правильности), а просто действуют на благо Сопротивления – и конфликт, и переживания присутствуют, но они совершенно другого характера. Тем интереснее свести все линии в единую (см. IX эпизод в 2019 году).
Из дополнительных плюсов – множество новых симпатичных зверюшек вроде большеглазых плюшевых поргов (этаких местных миньонов) и ледяных лисиц, изобретательных с визуальной точки зрения локаций, и, конечно, R2-D2, С3PO и Чубакка (куда без них), которые участвуют в нескольких комедийных зарисовках-скетчах. «Последние джедаи» больше всего походят на лучшие из марвеловских фильмов – по крайней мере по соотношению фантастического экшена и юмора. Разве что с ретроналетом (высокотехнологичную картинку, к слову, по-прежнему будто немного «старят» и цветом, и реквизитом) лукасовской, слегка наивной, но такой важной для этого вымышленного мира семейности – все они тут родные, и друг другу, и зрителю.