0
887
Газета СНГ Интернет-версия

11.12.1999 00:00:00

ИСПЫТАНИЕ НЕЙТРАЛИТЕТОМ

Овез Гундогдыев

Об авторе: Овез Гундогдыев - кандидат исторических наук.

Тэги: Туркменстан, Ашхабад


В ВОСКРЕСЕНЬЕ, 12 декабря, Туркменистан отметит четвертую годовщину своего нейтралитета. Годы, прошедшие с момента принятия Генеральной ассамблеей ООН специальной резолюции о постоянном нейтралитете Туркменистана, убедительно подтвердили, на мой взгляд, обоснованность взаимного выбора. Мировое сообщество, доверив молодому государству особый статус (напомню, что подобное решение в истории ООН раньше не имело прецедента), не получило ни единого повода для упреков в адрес Ашхабада в связи с его внешнеполитической деятельностью. С другой же стороны, за минувший промежуток времени Туркмения, ни разу не изменив на практике провозглашенным принципам нейтралитета, сумела сделать первые, достаточно конкретные шаги по пути к превращению в своеобразный региональный миротворческий центр.

Вспомним, что именно Ашхабаду принадлежала определяющая роль в сохранении процесса межтаджикского урегулирования, когда консультации были буквально на грани срыва. Два раунда переговоров, прошедшие на туркменской земле, позволили выйти на завершающий этап мирного процесса, увенчавшегося подписанием московских соглашений. Да и противостоящие друг другу афганские группировки впервые сели за стол прямых переговоров именно в Ашхабаде. Они и сегодня, по последней достоверной информации из источников в Северном альянсе и движении "Талибан", согласились бы продолжить диалог прежде всего в столице нейтральной Туркмении, оказавшейся единственным государством региона, которое не позволило себе ни одного действия, свидетельствовавшего бы о занятии какой-то односторонней позиции либо о вмешательстве во внутренние дела Афганистана.

Впрочем, миротворчество само по себе для Ашхабада не является самоцелью. Оно органично проистекает непосредственно из поведения страны на международной арене. Туркмения не только не присоединилась ни к одному военно-политическому альянсу, но даже отказалась от совместной с Россией охраны внешних границ, не говоря уже о предоставлении своей территории для иностранных военных баз. Заявляя о необходимости сотрудничать со всеми партнерами, в том числе и по СНГ, только на принципах равноправия и взаимоуважения, исключительно на двусторонней основе, вежливо отклоняя приглашения к различного рода "объединениям по интересам", президент Туркмении Сапармурат Ниязов получал в свое время от коллег по Содружеству если уж не прямые упреки, то, во всяком случае, косвенные намеки на якобы имеющий место "туркменский изоляционизм". Сегодня все они по достоинству оценили прозорливость туркменского лидера, и даже сосед из Узбекистана Ислам Каримов, публично говоривший в 1995-1996 гг., что не понимает, "как можно быть нейтральным в наше время", в ходе недавнего визита в Ашхабад воздал должное "мудрости Туркменбаши за нейтральный выбор". А буквально на днях другой президент - опытнейший дипломат мирового уровня - Эдуард Шеварднадзе признался, что мечтал бы в будущем видеть Грузию "таким же нейтральным государством, как Туркмения".

Еще четыре года назад Сапармурат Ниязов постоянно подчеркивал, что нейтралитет для его страны - это не просто инструмент внешнеполитической деятельности, средство наиболее органичной адаптации молодого государства в систему мировых связей. По мнению Туркменбаши, время подтвердило его вывод, именно нейтралитет мог стать единственно приемлемой моделью поведения для страны, обладающей огромным ресурсным потенциалом и расположенной в столь непростом регионе, превратившемся с распадом Союза в узловой перекресток геополитики. "Уже сегодня, - говорит Сапармурат Ниязов, - можно констатировать, что нейтралитет помог нам, находясь в одной из зон противодействия мировых и региональных держав, избежать участи своеобразного "яблока раздора".

О том, что туркменская модель нейтрального развития положительно воспринята не только международной политической элитой, но и мировым бизнесом, свидетельствует нарастающая динамика притока иностранных инвестиций, появление на местном рынке таких "акул капитализма", как "Шелл", "Эксон", "Мобил", "Монумент" и другие. Пожалуй, только в нейтральном Туркменистане возможна такая ситуация, когда на одном объекте - реконструкции Туркменбашинского нефтеперерабатывающего завода - работают бок о бок компании Германии, Турции, Японии, Ирана и Израиля. Зарубежные предприниматели, кстати, весьма высоко оценивают созданные в республике условия для инвесторов, различного рода налоговые льготы для иностранного бизнеса. Последнее тому подтверждение - заявление концерна "Шелл" о желании уже в начале будущего года заключить с правительством Туркмении соглашение о разделе продукции по нескольким крупным нефтегазовым блокам.

Выступая на днях на открытии построенной в партнерстве с украинскими машиностроителями компрессорной станции на нефтяном месторождении Барсагельмес, что на западе Туркмении, Сапармурат Ниязов вновь заверил присутствовавших на церемонии зарубежных дипломатов и бизнесменов в том, что возглавляемое им правительство и впредь будет строить свои отношения с партнерами, исходя из принципов "открытых дверей" и нейтралитета.

Ашхабад


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1635
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1833
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1944
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4319

Другие новости