Сапармурат Ниязов. Фото Владимира Павленко (НГ-фото) |
КАЖЕТСЯ, сбываются худшие опасения туркменского президента Сапармурата Ниязова, который неоднократно предостерегал всех, кто причастен к плану прокладки Транскаспийского газопровода, от излишней политизации проекта. Однако если для Туркмении "Транскаспий" - прежде всего одна из главных надежд на дальнейший подъем экономики, то для его партнеров по реализации этого грандиозного плана, как показало время, проект явился еще и дополнительной возможностью решения разного рода политических вопросов. Тем более что и Соединенные Штаты как куратор инициированного Ашхабадом Транскаспийского трубопроводного проекта вряд ли преследуют в данной ситуации чисто экономические цели. Вашингтон, судя по всему, намеревался не просто усилить свое политическое влияние в регионе, но и поставить Туркмению, Азербайджан и Грузию в ряд государств, финансово зависимых как от заокеанских кредиторов, так и от своего главного сателлита в регионе - Турции.
Поначалу казалось, что у "Транскаспия" лишь две существенные преграды - неопределенность статуса моря и спор Баку с Ашхабадом из-за расположенных в центре водоема нефтяных месторождений. "Мы вас помирим", - бодро обещали американские эмиссары, нанося визиты на оба берега Каспия с частотой бывших кураторов советских республик от ЦК КПСС. Но предложенные Вашингтоном планы разграничения не устроили ни ту, ни другую стороны, а потому Туркменбаши пришлось пойти на первый компромисс, когда он заявил о том, что Туркмения согласна не увязывать воедино территориальный спор и вопросы Транскаспийского газопровода.
Новой уступки от Сапармурата Ниязова потребовали, когда Азербайджан неожиданно стал претендовать на 50-процентную квоту в "трубе", изначально проектировавшуюся под поставки исключительно туркменского газа. При этом не были услышаны аргументы Ашхабада о том, что, во-первых, Азербайджан еще очень далек от промышленной добычи газа на море в таких объемах, чтобы стать равноправным с Туркменией поставщиком топлива, а во-вторых, подобный паритет делает "Транскаспий" для его инициатора невыгодным в экономическом плане проектом.
О том, что давить на Туркменбаши - дело малоперспективное, заокеанским кураторам мог бы порассказать тот же Виктор Черномырдин, который пару лет назад уже пытался склонить туркменского лидера к подписанию невыгодных для Ашхабада контрактов на поставки газа в Россию. Практически в аналогичной ситуации оказался спецсоветник президента и госсекретаря США Джон Вулф, которому в кабинете Ниязова без обиняков было заявлено: "Не надо навязывать нам собственные политические интересы, они должны быть согласованы с экономическими интересами участников проекта, и прежде всего Туркменистана как страны-поставщика". При этом обычно дипломатичный Туркменбаши не удержался и заметил гостю, что "с его приходом на этот пост отношения между Туркменистаном и транзитными странами осложнились". Причем глава Туркмении назвал и причину - "противопоставление интересов и политизация сугубо экономических проектов".
Подтверждая твердую приверженность принципам создания многовариантной трубопроводной инфраструктуры, туркменский лидер заявил, что Ашхабад готов самостоятельно построить свой участок Транскаспийского трубопровода и продавать газ Турции на морской границе с Азербайджаном, оставляя решение проблем, связанных с последующим транзитом топлива, за турецкой стороной и Транскаспийским консорциумом. "Азербайджан и Грузия в этом проекте выступают только как транзитные страны, и мы готовы оплатить лишь их услуги по организации поставок газа", - подчеркнул Сапармурат Ниязов.
Туркменские эксперты считают, что политические маневры, затеянные США и Азербайджаном вокруг "Транскаспия", могут поставить судьбу проекта под вопрос. Что касается самой Туркмении, то она готова в крайнем случае выполнить свои обязательства перед Турцией хотя бы через российские трубопроводы. Не следует сбрасывать со счетов и маршрут через территорию Ирана, который, кстати, уже довел свою газовую "трубу" до границы с Турцией.
Если Ашхабад в случае окончательного провала "проекта века" экономически вряд ли пострадает, тем более с учетом грядущего увеличения экспорта в Россию и через нее, то намного больше шансов оказаться в проигрыше у Баку и Тбилиси, которым далеко не лишними были бы транзитные деньги за возможные поставки туркменского газа в Турцию. По нашим сведениям, руководство Туркмении хотя и негативно восприняло заявления Гейдара Алиева, пытавшегося дать оценку политике Туркменбаши, но не намерено предпринимать каких-либо демаршей. Как заметил нам один из сподвижников Ниязова, "никто не мешал Баку в дальнейшем после освоения морских месторождений ставить вопрос либо о квоте, либо о прокладке дополнительной "трубы", однако, похоже, руководитель Азербайджана попросту растерялся в условиях энергетического кризиса и политических проблем, наложившихся к тому же по времени на сложности с его здоровьем".
Ашхабад