0
1167
Газета СНГ Интернет-версия

11.10.2000 00:00:00

Москва пытается отмежеваться от разрешения карабахской проблемы

Мамед Багиров

Об авторе: Александр Григорьевич Бондаренко - спецкор "НГ", первый представитель иностранной печати, аккредитованный при штабе ЮГВ МО Киргизии.

Тэги: Армения, Карабах


НЕКОТОРОЕ оживление российской политики на закавказском направлении и итоги последнего визита президента Армении в Москву поставили несколько новых вопросов для российско-азербайджанских отношений, которые, безусловно, должны стать предметом самого серьезного внимания и изучения со стороны официального Баку.

Стратегическое сотрудничество между Россией и Арменией не направлено против третьих стран, а сами по себе российско-армянские связи настолько осмысленны, что двум странам не надо дружить против кого-либо, заявил недавно в интервью для газеты "Республика Армения" заместитель министра иностранных дел России Григорий Берденников, и именно этот тезис стал лейтмотивом московской встречи между президентами России и Армении. Очевидно, что этот тезис не будет серьезно воспринят азербайджанской стороной - Армения и Азербайджан находятся в состоянии вооруженного конфликта, и естественно, что военное и политическое сотрудничество Москвы и Еревана (о незаконных поставках Россией оружия Армении говорить не приходится - они слишком очевидны, чтобы обсуждаться на официальном уровне) при отсутствии значимой военной компоненты в российско-азербайджанских отношениях объективно, то есть независимо от доброй воли Москвы, укрепляет позиции одной из сторон конфликта. Иными словами, военно-стратегические позиции Армении сегодня так сильно укреплены российской техникой, базами и военными специалистами, взаимодействием в сфере атомной энергетики, что сотрудничество двух стратегических друзей стало уже самостоятельно действующим фактором региональной ситуации и не нуждается в советах Москвы относительно того, быть ли ему нацеленным против Азербайджана или нет.

Гораздо более серьезным по своим последствиям для Баку может стать другой тезис, с которым все чаще выступают российские дипломаты. Россия приветствует прямые контакты лидеров Армении и Азербайджана, и если стороны придут к приемлемому решению, то готова стать их гарантом. Недавно - в ходе российско-армянских переговоров - эта позиция была подтверждена на более высоком уровне - президентом России В.Путиным, заявившим также, что "Россия не обладает особыми правами в процессе карабахского урегулирования" и что заявления о наличии у Москвы эксклюзивных рычагов влияния на ситуацию являются "рудиментами имперского мышления". Ирония в том, что обвинения в имперском мышлении направлены прежде всего президенту Азербайджана Гейдару Алиеву, так как он единственный из лидеров стран региона неоднократно заявлял о том, что именно "в руках России находится ключ к решению данной проблемы".

Здесь возникает сразу несколько вопросов. Означает ли заявленная высокопоставленными российскими дипломатами, а вслед за ними и президентом России позиция, что Россия как постоянный член СБ ООН не может или не хочет гарантировать выполнение резолюций СБ, призывающих к выводу армянских войск с оккупированных территорий Азербайджана? Означает ли данное заявление, что Азербайджану не стоит рассчитывать на нормы уставов ООН, ОБСЕ, СНГ, двусторонних договоров и соглашений с Россией, четко и однозначно провозглашающих незыблемость и взаимное признание принципов суверенитета, нерушимости границ и территориальной целостности? Означает ли это, что, в случае если стороны не придут к согласию, Россия предложит выгодную Армении и унизительную для Азербайджана формулу примирения со сложившимся статус-кво?

Безусловно, не стоит переоценивать возможности Москвы, но и недооценивать их тоже было бы некорректным. Ведь для азербайджанцев, граждан России и Азербайджана, ожидания активной роли России связаны не с "брусиловским прорывом" российской армии, как, видимо, представляют себе данный процесс некоторые российские и азербайджанские политики. У России есть другие - достаточно простые, но эффективные дипломатические рецепты активизации мирного процесса и поиска именно справедливого решения. К их числу можно отнести прежде всего жесткий акцент в официальной позиции Кремля и МИД России на принципы нерушимости границ и территориальной целостности всех стран региона - не только России и Армении, но и Азербайджана. Ведь очевидно, что внешне нейтральный тезис об "отсутствии у России особых прав" выгоден только Армении, так как создает необходимые политические и правовые предпосылки для консервации нынешнего статус-кво. В самом деле, о необходимости выполнения резолюций СБ ООН, соблюдения уставов ОБСЕ и СНГ никто не вспоминает, США и Запад свои нефтяные проблемы в Азербайджане решили, фактически обманув ожидания азербайджанских граждан в политической и экономической поддержке их страны, а теперь и Россия "сдает карты" - лучшего с точки зрения интересов Армении расклада в игре великих держав не придумаешь. Можно спокойно сохранять режим оккупации Нагорно-Карабахского и других регионов Азербайджана, вести переговоры с Азербайджаном и одновременно подписывать за его спиной "межправительственные соглашения и договоры" с "правительством" так называемой Нагорно-Карабахской республики. Не случайно, что позиция господина Кочаряна по сути совпала с позицией Кремля. Действительно, не стоит возлагать решение проблемы на других - лучше самим договориться.

Москва считает, что стороны сами должны договориться. Это правильно. Она считает, что стороны конфликта должны быть не объектом, а субъектом урегулирования, и это тоже верно. Но только тогда, когда соблюдаются общие принципы и правовые рамки процесса урегулирования. Но если даже Москва не готова гарантировать их, то что помешает Еревану снова заявить, что данная проблема - это вопрос взаимоотношений Баку и Карабаха, что это проблема самоопределения "нагорно-карабахского" народа? Мы здесь ни при чем, до сих пор заявляют руководители Армении, мы лишь передаем властям Карабаха полученное у России оружие, технику, печатаем для них денежные знаки, укрепляем их бюджет, заселяем территорию Карабаха, де-юре входящего в состав Азербайджана, но все это делается "легально", на основе двусторонних "соглашений" с Нагорным Карабахом. Правда, при этом грубо нарушаются резолюции СБ ООН и сотня других международных соглашений, норм и принципов, но кто их не нарушает, да и кто о них помнит?

Как в контексте вышеотмеченного азербайджанцы должны понимать последние заявления российского президента? Мы убеждены, что пора наконец открыть глаза и понять главное. Наступило время более трезвых, свободных от пассивного упования на Москву и на "общепризнанные нормы и принципы" подходов к урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. Безусловно, новый подход Москвы выглядит циничным и несправедливым, ведь в отношении аналогичных собственных конфликтов она требует соблюдения именно этих принципов, на нарушение которых согласны в других случаях. Но в то же время это полезный для властей Азербайджана подход, так как должен стимулировать у них выработку более реалистичных подходов к отношениям со своим северным соседом. Уповать нужно не на Москву, а на прочные связи и сотрудничество с Москвой. Не на нормы права, а на заинтересованность Москвы в их соблюдении применительно к Азербайджану и его проблемам. А для этого необходимы большая открытость, заинтересованность и динамизм в активизации всестороннего - торгового, экономического и инвестиционного сотрудничества с Россией, большее доверие и стремление укреплять взаимодействие в военно-политической сфере и в области безопасности как в рамках СНГ, так и на двустороннем уровне.

Что же касается России, то доверие к ней только возрастет, если она найдет в себе силы выступать гарантом не только возможных результатов прямых армяно-азербайджанских переговоров, но и других не менее важных документов, под которыми уже стоит подпись российских дипломатов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Системная оппозиция заступилась за интернет недружным хором

Системная оппозиция заступилась за интернет недружным хором

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В отношениях с городским электоратом думские партии делятся на две группы

0
864
Промышленность теряет былой экономический оптимизм

Промышленность теряет былой экономический оптимизм

Анастасия Башкатова

Все больше предприятий сейчас планируют снижать объемы выпуска продукции

0
1155
Мишустин поручил подготовить Стратегию развития креативной экономики до 2036 года

Мишустин поручил подготовить Стратегию развития креативной экономики до 2036 года

0
544
Реабилитации гражданина недостаточно для решения о компенсации

Реабилитации гражданина недостаточно для решения о компенсации

Екатерина Трифонова

Моральный ущерб от незаконного уголовного преследования придется доказывать в суде

0
832

Другие новости