К началу зимы выяснилось, что белорусское учительство жестко обмануто правительством. В мае нынешнего года тогдашний вице-премьер Владимир Заметалин (ныне он занимает кресло первого заместителя главы президентской администрации) подписал документ, в котором гарантировалось увеличение заработной платы в образовании до ее среднего уровня в промышленности. Но это оказалось не более чем успокоительной мерой.
В августе педагоги получили в два раза меньше, чем работники промышленности. Не избавило учителей от бедности и разрекламированное повышение зарплаты бюджетникам в октябре. Не поможет им и очередная прибавка, обещанная к концу года. Инфляция, непрекращающийся рост цен (по этой части Белоруссия выбивается в чемпионы СНГ, поскольку за 10 месяцев инфляция превысила 180%) не оставляют надежд на улучшение создавшегося положения. В конце нынешнего года ставка молодого специалиста с высшим образованием может составить немногим более 20 долл., и он уравняется в материальном положении с уборщицей.
Градус негативных настроений в учительской среде стал резко подниматься. По инициативе минских педагогов в стране начался сбор подписей под письмом протеста в адрес премьер-министра Владимира Ермошина. Правда, это послание выдержано в очень спокойных тонах. Очевидно, что сочиняли его сверхделикатные люди. Обманутые педагоги даже не требуют отставки конкретного чиновника - Владимира Заметалина, который дважды их обманул. Самое большее, на что смогли решиться авторы письма, - это заявить о своем намерении "начать коллективный трудовой спор с правительством по удовлетворению законных требований работников отрасли о защите их прав на достойную жизнь". Так в документе формулируется угроза забастовки. И это не случайно, потому что белорусское законодательство дает педагогам немного шансов на решительные формы протеста.
Под этим текстом подписались более 167 тыс. человек. Обстановка в коллективах настолько накалена, что уговаривать никого не понадобилось. Премьер-министр Владимир Ермошин знал, что ситуация на самом деле взрывоопасная и что вина целиком и полностью лежит на Совете министров. Он принял депутацию, в которую вошли профсоюзные работники и учителя. Представители педагогов "выпустили пар", а премьер-министр гасил искры гнева душеспасительной беседой. Из беседы с участниками встречи можно понять лишь одно: они рады, что их выслушали, им казалось, что правительство не знает всей остроты положения, поскольку доверяет больше чиновничьим справкам, чем живым людям, а они все смогли объяснить премьер-министру. Что касается конкретных обещаний по части финансов - депутация услышала то, что слышит в последнее время вся страна. До августа будущего года средний заработок в Белоруссии должен достигнуть 100 долл. в месяц. А ежемесячная инфляция не должна возрастать более чем на 2,5%. В противном случае правительство будет с треском отправлено в отставку. Это обещание прозвучало на недавнем совещании по ценообразованию, которое провел Александр Лукашенко.
Попытки довести доходы учительства до уровня заработков в промышленности остаются сладкой мечтой. Собственно, рабочие точно так же недовольны своей зарплатой, как и учителя. Она у них не дотягивает до 100 долл. в месяц. В совсем бедственном положении пребывают и медицинские работники. Повышение зарплаты, о котором долго говорилось, несколько обрадует лишь санитарок, дворников, подсобных рабочих. Их доходы приблизятся к официальным заработкам врачей, что последним вряд ли покажется справедливым. А осень принесла резкое повышение коммунальных тарифов, рост цен на мясо, водку, электричество, другие услуги. Никто из официальных лиц не смог внятно объяснить учителям, почему бюджет благоволит к правоохранительным органам: соответствующие цифры на 2000 год существенно увеличены, а статья расходов на образование - уменьшена. Министр образования Василий Стражев на встрече с журналистами пытался убедить их, что народ попросту не понимает своего счастья. В стране идет реформа образования, сохранена система дошкольных учреждений, а это, мол, тоже надо приплюсовывать к заработку родителей. Было странно осознавать, что в речах министра не было искреннего сочувствия к тем бедным коллегам, которые вынуждены питаться впроголодь и одеваться кое-как. Не было в его речах и ответа, насколько полноценным является детский сад, если воспитательница в нем получает около 25 долл. в месяц и на мизерную зарплату сюда никто не хочет идти работать. Министр лишь уверял, что в стране не наблюдается кризиса образования, что сегодняшние требования педагогов - это не противостояние, а лишь конструктивное уточнение позиций. Но министерское настроение явно не совпадает с настроениями учительской среды. За последний год количество учительских вакансий в Минске увеличилось в 10 раз. Более тысячи выпускников вузов не прибыли на работу по распределению. Учителя в открытую говорят о забастовке. Излишне деликатная позиция отраслевого министерства и профсоюзных работников мало кого из них устраивает.
Минск