0
1111
Газета СНГ Интернет-версия

12.07.2001 00:00:00

Перспективы неутешительны

Тэги: узбекистан, засуха, катаклизм


АРАЛЬСКИЙ кризис, оставленный в наследство Центральной Азии Советским Союзом, позволил ставшему независимым Узбекистану обличать коммунистическую Москву, в свое время действительно требовавшую от этой республики развития исключительно орошаемого земледелия. Нерациональное использование воды в регионе привело к тому, что приток из Амударьи и Сырдарьи в Арал начал резко сокращаться, а море - усыхать.

Десять лет независимости Узбекистана не только не сняли напряжения в Приаралье, а, наоборот, усугубили его. Это стало совершенно очевидным в прошлом году и повторяется в году нынешнем, когда Центральная Азия столкнулась с небывалыми маловодьем и засухой. Ссылками на давние "провинности" Москвы в трагедии, которая продолжает разыгрываться в Приаралье, происходящее теперь объяснить невозможно.

Казалось бы, маловодье ожидали. Оно циклично в Центральной Азии и абсолютно точно предсказывалось специалистами гидрометеослужбы. Однако все равно к нему оказались не готовы, а потому в прошлом году оно принесло узбекистанской экономике колоссальные убытки. Маловодье ощутили практически все регионы республики, но основной удар был нанесен Республике Каракалпакия и Хорезму, расположенным в нижнем течении Амударьи. Можно легко представить, сколько сюда могло поступить воды, если прошлогодний экстремально засушливый год принес всего-навсего 68,6% осадков от нормы. Вода в большинстве своем разбиралась в течении выше, и, к примеру, север Каракалпакии остался практически совсем без поливной воды - пересохли все каналы и арыки. В результате погибли посевы риса, хлопка, минимальным оказался урожай зерновых. Полностью выгорело все высаженное на частных приусадебных участках. Высохли колодцы, и в населенные пункты, где отсутствует водопровод, развозилась вода из расчета 20 л в сутки на человека. Такого количества, конечно, хватало на питье и приготовление пищи, но помыться, постирать - это уже становилось проблемой. Потому-то многие, не выдержав такого испытания, загрузив свой нехитрый скарб в грузовики, уезжали кто куда.

Справедливости ради нужно сказать, что правительство уже летом начало принимать достаточно энергичные меры для оказания помощи пострадавшим от маловодья. В нынешнем году ситуация, по всей видимости, окажется еще более сложной, и помощь потребуется еще большая. Утверждена и опубликована правительственная программа по улучшению водоснабжения, в том числе и за счет иностранных займов, грантов и донорской помощи. Например, представительство ООН в Узбекистане выделило грант Республике Каракалпакстан в размере 93 300 долл., которые в основном решено использовать для обеспечения населения питьевой водой. Этих средств, по расчетам, хватит для бурения и обустройства 300 скважин с ручными насосами.

Значительную помощь намерен оказать Азиатский банк развития. Его президент Тадао Чино в июне побывал в Каракалпакии, ознакомился с социальным положением региона и заявил, что банк внесет свой вклад в улучшение жилищных условий населения, проживающего в Приаралье.

Характерно, что узбекистанская пресса стала меньше обвинять в аральском кризисе Москву и, правда, пока еще робко начинает признавать, что основная причина его - плохое управление водными ресурсами. Напрямую говорится и о том, что сложившиеся в свое время каноны в этой сфере были нарушены с распадом Союза. И сегодня главный вопрос для государств Центрально-Азиатского региона заключается в том, как обеспечить справедливый раздел водных ресурсов. Еще в 1991 г., когда перестал существовать Союз, руководители водного хозяйства республик Средней Азии и Казахстана, собравшись в Ташкенте, договорились о необходимости сохранить существующий порядок управления водными ресурсами бассейнов Амударьи и Сырдарьи. Сегодня же, по словам директора Научно-информационного центра межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии В.Духовного, каждая сторона ориентируется на собственные приоритеты.

Что это за приоритеты? С точки зрения гидрологов, страны Центральной Азии можно условно разделить на две группы. В одной - Киргизия и Таджикистан, где формируется 86% водных ресурсов, в другой - Казахстан, Туркмения и Узбекистан. Интересы государств первой группы больше связаны с гидроэнергетикой. В этих странах (если не считать Чуйскую долину Киргизии) нет минеральных ресурсов в отличие от принадлежащих странам второй группы территорий в среднем и нижнем течении Амударьи и Сырдарьи, где есть запасы газа, нефти, угля и других полезных ископаемых.

Соответственно, страны первой группы стремятся обеспечить свое выживание за счет гидроэнергетики, а второй - путем развития сельского хозяйства и промышленности. А это, в свою очередь, предполагает совершенно различные графики водоподачи. Если для орошения надо проводить накопление воды зимой и усиленно подавать ее летом, то в гидроэнергетике ее, наоборот, необходимо накапливать летом и использовать в основном зимой.

В связи с этим между странами (между прочим, подписавшими договоры о вечной дружбе) периодически идут торги о компенсации: мы вам летом - воду, а вы нам зимой - газ, нефть, уголь. Такие договоры подписываются с 1995 г. К сожалению, их механизм, особенно последние два года, не работает так, как хотелось бы. А тут еще эти сбои совпали с маловодьем...

Узбекистанскими специалистами, занимающимися проблемами изменения климата и мерами по смягчению его последствий, рассматривалось пять различных сценариев, в которых принималось во внимание продолжающееся глобальное потепление (средняя температура воздуха на Земле в 2000 г. была на 0,32 С выше базовой нормы 1961-1990 гг.; в начале ХХI в. средняя температура воздуха примерно на 0,16 С выше, чем в начале ХХ в.). Какую же оценку водных ресурсов на перспективу дают эти сценарии? Ни один из них не даст в будущем увеличения запасов воды. А в условиях нынешнего дефицита водных ресурсов в Центральной Азии даже небольшое, но устойчивое их уменьшение представляет серьезную проблему.

Водообеспечение устойчивого развития государств, расположенных на засушливых территориях, во многом зависит от решения современных проблем региона. Усугубляющийся дефицит водных ресурсов определяет необходимость разработки новых подходов к проблеме водообеспеченности с ориентацией на эффективное использование водных ресурсов.

Основными факторами, усиливающими уязвимость водных ресурсов в Центральной Азии, являются несогласованность между государствами региона в водопользовании, нерациональное межотраслевое водопользование, неэффективность использования воды в орошаемом земледелии.

Узбекистан - страна, в которой издревле использовалось орошение. Орошаемое земледелие - основа продовольственной независимости республики и источник основной экспортной продукции. До 55 куб. км воды ежегодно расходуется на орошение, что составляет более 90% лимита водных ресурсов. Но только 38-44 куб. км воды доходит до поля из-за несовершенства гидросистем. И только 25-26 куб. км воды получают растения из-за несовершенства способов орошения и технологии полива.

К неблагоприятным факторам следует отнести и традиционный взгляд людей на воду как на бесплатный или по крайней мере весьма дешевый товар. Пришла пора перебороть это мышление, ввести четкую систему платы за воду.

Существует так называемая блочная система оплаты: уложился в лимит - платишь по минимуму, превысил его - заплати вдвое, втрое больше. Нетрудно подсчитать потребность в воде для любой сельскохозяйственной культуры. И если кто-то превысил эту потребность, он должен компенсировать стоимость формирования соответствующих водных ресурсов. Вот тогда водопользователь будет заинтересован в водоохранных мероприятиях.

Нынешнее маловодье, с которым столкнулись государства Центральной Азии, должно послужить первым звонком, предупреждающим о том, чего можно ожидать региону, где количество водных ресурсов будет постепенно сокращаться, а население - неуклонно расти.

Ташкент


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сенаторов ознакомили с материалами уголовных дел

Сенаторов ознакомили с материалами уголовных дел

Екатерина Трифонова

Следователи и адвокаты спорят о причинах длительного содержания граждан в СИЗО

0
454
Теракт против генерала Кириллова может задеть межнациональные отношения

Теракт против генерала Кириллова может задеть межнациональные отношения

Владимир Разуваев

Задержанный подозреваемый – мигрант из Узбекистана – заявил, что выполнял задание украинских спецслужб

0
677
Партии возвращаются к "народным референдумам"

Партии возвращаются к "народным референдумам"

Дарья Гармоненко

Будущий электорат стимулируют сбором подписей под различными инициативами

0
509
Белгородские предприятия отказались от хранения топлива на приграничных территориях

Белгородские предприятия отказались от хранения топлива на приграничных территориях

0
339

Другие новости