В последнее время молодежь Белоруссии все чаще выступает с акциями протеста против политики президента Лукашенко.
ПУБЛИКАЦИИ документов, свидетельствующих якобы о существовании в силовых структурах Белоруссии так называемого эскадрона смерти и о причастности ряда высокопоставленных чиновников к исчезновениям людей, вызывают у большинства наблюдателей в Белоруссии противоречивые ощущения. С одной стороны, ни для кого не секрет, что подобные "сливы информации", как правило, совпадающие с выборами, нередко оказываются всего лишь происками менее удачливых и не рассчитывающих победить в честной борьбе конкурентов Александра Лукашенко. С другой стороны, очевидная нервозность обвиняемого во всех смертных грехах основного претендента на высший государственный пост выглядит довольно подозрительно.
Белорусские власти и, в частности, президент Александр Лукашенко действительно нервничают. Так, на прошлой неделе минской милицией была разогнана акция протеста с символическим названием "Живая цепь неравнодушных людей". Сотни белорусов молча выстроились вдоль тротуара с портретами исчезнувших при невыясненных обстоятельствах известных людей республики. Причем, как заявили участники акции, представители правоохранительных органов жестоко избили задержанных демонстрантов.
Однако наибольший резонанс вызвали заявления белорусского лидера, сделанные им во вторник во время совещания с руководителями исполнительных органов власти. Впервые Александр Лукашенко вполне определенно сообщил о своем видении возможного сценария президентских выборов. По его словам, под прямым руководством главы консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ в Минске Ханса-Георга Вика в республике создан специальный штаб по подготовке силового захвата власти. Как считает Лукашенко, в день выборов несколько тысяч сторонников оппозиции будут проводить опрос избирателей об их волеизъявлении, а на следующий день после выборов сфальсифицированные данные опросов будут массово растиражированы по каналам местных оппозиционных и ведущих зарубежных СМИ. В этот же день, утверждает Лукашенко, не согласные с официальными результатами голосования (а таковыми президент, понятное дело, считает сообщение о своей победе) толпы народа атакуют президентскую резиденцию и одновременно "объявят главой государства белорусского Коштуницу". Но, предупредил Лукашенко, так просто сдаваться он не намерен. Он подтвердил, что во внутренних войсках республики существует особая бригада под командованием Дмитрия Павлюченко (того самого, которого оппозиция обвиняет в непосредственной организации убийств и похищений известных в республике лиц), в составе которой есть специальный отряд быстрого реагирования, силы которого используются для того, "чтобы реагировать на всяческие чрезвычайные ситуации". Именно при помощи подведомственной Павлюченко бригады, а также спецподразделений "Альфа" и "Алмаз" нынешний президент намерен отстаивать свою уже как бы несомненную победу на выборах. Причем, как предполагают некоторые аналитики, в случае реализации подобного сценария Лукашенко способен ввести в республике режим чрезвычайного положения.
Между тем отдельные депутаты российского парламента уже выразили свою солидарность с последними заявлениями белорусского лидера. В частности, член комитета Госдумы по безопасности, депутат от фракции КПРФ Виктор Илюхин полагает, что обеспокоенность Александра Лукашенко по поводу возможности югославского сценария развития событий в Белоруссии вполне обоснованна и оправданна. Как сообщает Интерфакс, Илюхин рассказал, что четыре года назад, когда он возглавлял думский комитет по безопасности, к нему поступила информация о готовящемся западными спецслужбами физическом устранении Лукашенко. Причем при проверке этих сведений, по словам депутата, удалось установить их достоверность и вовремя предотвратить покушение.
Интересно, что, несмотря на уверенность не только сторонников нынешнего белорусского лидера, но и его политических оппонентов в победе нынешнего главы государства, Александр Лукашенко все же предпринимает такие непопулярные меры, как запугивание конкурентов возможными силовыми действиями республиканских спецслужб. Что это - реальная попытка предотвратить "готовящийся западными спецслужбами" государственный переворот или боязнь президента оказаться перед лицом новых, еще более серьезных обвинений? Возможно, ответ на эти вопросы будет дан в готовящихся сейчас оппозицией новых разоблачительных публикациях.