ВЕСЬМА насыщенной как в политическом, так и в экономическом плане обещала быть для Молдавии минувшая среда. Дело в том, что в этот день в столицах двух противоборствующих государственных образований - признанной международным сообществом РМ и непризнанного Приднестровья - проходили очень важные для региона события. В Тирасполе состоялся очередной раунд переговоров по урегулированию приднестровского конфликта с участием лидеров сторон противостояния Владимира Воронина и Игоря Смирнова, а в Кишиневе в этот же день проходила встреча председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера с премьер-министром Молдавии Василе Тарлевым, а несколько позже и с успевшим вернуться с левого берега Днестра президентом Владимиром Ворониным.
Переговоры в Тирасполе, как и предполагали еще до их начала многие аналитики, оказались во многом безрезультатными. Правда, сторонам все же удалось подписать три документа (об укреплении мер доверия между министерствами обороны Приднестровской республики и Молдавии, о сотрудничестве в области почты и связи и о введении в действие ранее принятых документов), существенного политического значения для судеб миротворческого процесса они иметь явно не будут. Хотя, как сообщило ИТАР-ТАСС, Владимиру Воронину удалось-таки убедить приднестровского лидера в необходимости сокращения вооруженных сил. Интересно, что молдавскому президенту удалось сделать это после резко негативной реакции Смирнова на высказанную ранее идею руководителя правящей в Кишиневе Компартии о сокращении на треть армии, а также на предложение молдавской стороны объединить Вооруженные силы и создать общее оборонное пространство, что отвечало бы совместно принятым Молдавией, Россией, Украиной и ОБСЕ в 1998 году в Киеве решениям.
Нюанс состоит в том, что, несмотря на положительную оценку, данную Игорем Смирновым инициативе Владимира Воронина, приднестровский лидер решил перестраховаться, заявив, что вопрос сокращения армии требует очень тщательной проработки. Таким образом Тирасполь оставляет за собой право отказаться от предварительной договоренности, в случае если его что-либо не устроит в процессе реализации этой договоренности. Между тем накануне переговоров в молдавской прессе были обнародованы данные о составе Вооруженных сил республики. Так, по данным молдавской стороны, в подчинении официального Кишинева находятся 8500 военнослужащих, в то время как у Тирасполя их всего на тысячу человек меньше. При этом на один батальон особого назначения, подчиненный Кишиневу, приходится четыре аналогичных приднестровских подразделения. Да и по другим военно-техническим показателям силы сторон вполне сопоставимы.
Любопытно, что, несмотря на очевидную безрезультатность прошедшей в Тирасполе встречи, лидер Приднестровской республики оказался очень доволен переговорами, поскольку, по его собственным словам, сторонам "удалось продвинуться по важным экономическим вопросам, которые затрагивают интересы населения". Очевидно, что для Игоря Смирнова и его администрации сложившаяся ситуация неурегулированности конфликта является очень удобной, иначе как можно объяснить откровенное нежелание Тирасполя идти на какие-либо компромиссы в политических вопросах.
Владимир Воронин, в свою очередь, весьма жестко раскритиковал результаты прошедшей встречи, заявив, что на ней практически не обсуждалась ни одна из предложенных Молдавией тем, касающихся конкретики миротворческого процесса: были обойдены вниманием и проект документа о статусе Приднестровского региона, и предложения Владимира Воронина о разграничении полномочий между Кишиневом и Тирасполем. По мнению Воронина, главным виновником наступившего в переговорном процессе застоя является сам приднестровский лидер. "Игорь Смирнов исчерпал себя как лидер региона. Это не мое личное мнение, это доказывает переговорный процесс на протяжении лет. С ним невозможно решать политические вопросы", - заявил молдавский президент по окончании встречи в Тирасполе. Напомним, что, как уже писала "НГ", на прошедшей накануне интернет-пресс-конференции Владимир Воронин к тому же назвал существующий на Левобережье режим "мафиозным" и "коррупционным".
Участившиеся со стороны молдавского руководства резкие критические выпады в адрес Приднестровья и персонально Игоря Смирнова многие наблюдатели объясняют благосклонным отношением ко всему происходящему со стороны Кремля. Дело в том, что Москва всячески благоволила приднестровскому лидеру до тех пор, пока у власти в Молдавии был, мягко говоря, недостаточно (как казалось) пророссийски настроенный предшественник Воронина Петр Лучинский. Нынешний же глава государства всячески заверяет Москву в готовности нового руководства Молдавии к разностороннему взаимодействию с Россией. В свете такого поворота внешнеполитического курса республики российской стороне уже нет необходимости оказывать слишком явную поддержку Игорю Смирнову.
В то же время отказ главы ПМР идти на уступки может оказаться на руку президенту Молдавии. В глазах как молдавской, так и мировой общественности Владимир Воронин предстает в качестве "положительного героя", предпринимающего колоссальные усилия для разрешения приднестровской проблемы, но наталкивающегося на яростное сопротивление "героя отрицательного" в лице "коррупционно-мафиозного" Игоря Смирнова. Первые плоды этой весьма грамотной пиар-кампании молдавского лидера не заставили себя ждать. Так, 7 августа, как раз накануне переговоров в Тирасполе, президент США Джордж Буш направил Воронину послание, в котором заверил молдавского коллегу в том, что правительство США готово содействовать Кишиневу в выводе российских войск, дислоцированных в регионе, а также сотрудничать с новыми властями государства и в других сферах политики и экономики.
Кстати, если политическая подоплека явной заинтересованности РМ в урегулировании приднестровского конфликта очевидна, экономическая сторона проблемы оставляет еще много вопросов. Так, на переговорах руководства Молдавии и российского концерна "Газпром" стороны договорились о том, что Молдавия получит возможность рассчитаться за российский газ своими товарами на сумму 10 млн. долл. Однако этот факт отнюдь не внес ясности в вопрос размера долга Молдавии России. Москва утверждает, что Молдавия задолжала за российский газ около 200 млн. долларов, а с учетом Приднестровья - 800 млн. Кишинев же в свою очередь настаивает на размере долга в 66,9 млн. долл., что не включает задолженности Приднестровского региона. Любопытно, что, несмотря на то что Кишинев считает Приднестровье единой неделимой частью своей территории, долги за этот регион он, по видимому, платить не торопится и подсчитывает их отдельно от своих. Возникает резонный вопрос: а так ли выгодно отнюдь не богатому государству фактическое, а не голословное, урегулирование застарелого конфликта? Ведь в этом случае территориальное единство будет означать и единство проблем, в том числе финансовых.