Этот спор бесконечен и утомителен. Вот уже пару веков российские интеллектуалы спорят об идентичности России. "Да, скифы мы, да, азиаты мы", - повторяют всяческие "евразийцы" и прочие адепты "третьего", "особого" пути России. Позаимствованные из Германии теории "хартленда", перенесенные на отечественную почву, греют душу местным изоляционистам, по сей день питают их вдохновение. В дело идет и соответствующим образом интерпретируемая теория американского профессора Хантингтона о возможном "конфликте цивилизаций", в котором православной России, само собой, будет отведено особое место.
Живы и западники. К счастью, их нынешнее поколение менее абстрактно, чем исторические предтечи. И опирается скорее на факты, чем на поэзию.
А факты таковы.
Изоляционистская модель, опробованная Россией в XX столетии, привела страну к краху. Страна распалась. Экономика технологически и организационно оказалась неконкурентоспособной. Под ударами системного кризиса начала 80-х годов пришлось менять политическую модель, возвращаться к частной собственности, открываться.
Одновременно выяснилось, что единственным источником современных экономических знаний и технологий, как и капитала, является пресловутый Запад. Поэтому все, и в первую очередь страны Востока (такие, как Китай, Южная Корея, Таиланд и прочие), обратились к Западу за деньгами и технологиями. Что обеспечило им быстрый экономический рост и успешную технологическую модернизацию.
Россия идет к тому же. Но пока менее последовательно и быстро. Хотя объективных предпосылок для ориентации на Запад у нее куда больше.
Еще сто лет назад Россия сама была одной из великих держав Запада. А европейской страной была всегда, с момента своего рождения. У России европейская история и европейская культура. В глазах всей Азии, всего Востока русские всегда были и останутся европейцами. Существующие глубокие разрывы между современной Россией и Европой - это разрывы не между российской и европейской цивилизациями, а разрывы между пострадавшей от долгой изоляции страной и европейскими достижениями ХХ века, как и европейскими институтами, возникшими сравнительно недавно и находящимися в процессе быстрого развития.
Россия уже сегодня непосредственно граничит с Европейским союзом. Тысяча триста километров российско-финской границы - самая спокойная и безопасная пограничная линия современной России. А после расширения ЕС на восток эта граница пройдет по периметру Калининградской области, а также в Псковской и Ленинградской областях.
Страны ЕС - наши главные кредиторы. На их долю приходится львиная доля внешнего долга России. От них же поступает и основная часть прямых иностранных инвестиций. Европейский союз - уже сегодня главный торговый партнер Российской Федерации. На его долю приходится от 35 до 40% российской внешней торговли. После расширения эта цифра достигнет 50-60%, хотя во внешней торговле Союза доля России по-прежнему невелика (2-3%). На страны ЕС и страны-кандидаты приходится до 60% всех туристических поездок российских граждан, как и всех зарубежных поездок вообще. А также до 60% всех международных телефонных звонков и авиаперелетов россиян.
Россия и Запад все более сходятся и в вопросах глобальной и европейской безопасности. Особенно это стало заметно после терактов в США. Со временем взаимная зависимость и вовлеченность в дела друг друга России и Запада, и в первую очередь Европейского союза, будут только нарастать.
Таким образом, история и культура говорят последовательной и глубокой интеграции России в европейские структуры "да".
Экономика также все более категорически говорит "да".
Политика пока проявляет сдержанность, во многом основанную на старых представлениях об особой роли России как огромной империи, а также на том, что и на Западе по отношению к России нет единого мнения. Даже после 11 сентября многие там полагают, что Россия не может стать полноправным членом клуба развитых демократических стран.
Одни верят, что Россия - исторически и культурно "особый случай". Где по определению не может быть демократии, гражданского общества, прав человека, свободной экономики, независимого правосудия и т.д. Другие говорят о том, что Россия внесла вклад только в культурное развитие Европы, но осталась в стороне от ее политического и гражданского развития, как и процесса становления современной рыночной экономики. Третьи просто указывают на то, что "Россия слишком велика, чтобы стать членом Евросоюза и других европейских структур". Четвертые находят массу других "аргументов".
Складывается впечатление, что по крайней мере в последние два года Россия продвинулась гораздо дальше в осознании своих новых стратегических приоритетов, чем ее партнеры на Западе. Даже активное участие России в антитеррористической коалиции не привело пока к серьезным изменениям места России в системе международных отношений и большему учету ее мнения в таких организациях, как НАТО и ЕС.
Однако процессу возвращения России в клуб развитых (условно "западных") стран нет никакой разумной альтернативы. Но для этого придется пройти еще очень длинный путь. В частности, путь дальнейших глубоких реформ в самой России. И путь интеграции России в систему основных международных и европейских институтов, за пределами которых она по-прежнему находится, таких, как ВТО, ОЭСР, а далее, возможно, обновленные ЕС и НАТО. Этому процессу должен помочь рост контактов и доверия между обществами и элитами России и других европейских стран. Необходимо ликвидировать дефицит политической воли к сближению и недостаток практических идей и инициатив в деле интеграции России в современный мир.
Чтобы помочь решению этих задач, группа российских и европейских политиков создала международный общественный комитет "Россия в объединенной Европе". В него вошли представители разных партий и фракций, общественные деятели, главы регионов, представители бизнеса, эксперты. Борис Немцов и Ирина Хакамада, Михаил Прусак и Николай Федоров, Олег Морозов и Александр Жуков, Михаил Ходорковский и Сергей Караганов, Карл Ламерс и Питер Мандельсон, как и другие члены комитета, стремятся внести свой вклад в успешную модернизацию России, ее полноценную интеграцию в международные и европейские институты.
Комитет будет заниматься как взаимным просвещением (ведь в России и ЕС все еще очень мало знают друг о друге), так и выдвижением конкретных инициатив в области европейской интеграции. Первое обсуждение, посвященное анализу хода реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС, состоялось недавно в Москве. На днях будут рассмотрены вопросы, связанные с введением в оборот с 1 января 2002 г. наличного евро.
Впереди - большой путь и сложная работа. Но при наличии ясной стратегии и политической воли можно успешно преодолеть любые трудности.