0
915
Газета СНГ Интернет-версия

26.12.2001 00:00:00

Сколько стоит не ходить к прокурору?

Тэги: янковский, газпром, прокуратура


Недавно стало известно, что Генеральная прокуратура заинтересовалась делом # 1439 о мошенничестве в особо крупных размерах, осуществленном посредством обналичивания фальшивых векселей через Легпромбанк. Документы были затребованы "наверх" вместе с другим делом, имеющим отношение к тому же кредитному учреждению. Генпрокуратура крайне редко интересуется подробностями подобных разбирательств, поскольку мошенничества, пусть и в особо крупных размерах, - это, как говорится, "не ее уровень". По мнению информированных лиц, особый интерес ведомства Владимира Устинова к частному случаю подделки ценных бумаг связан с тем, что свидетелями по вышеупомянутым делам могут оказаться заместитель руководителя "Газпрома" Петр Родионов и даже бывший глава сырьевого монополиста Рем Вяхирев.

Обвиняемым по первому делу проходит некто Евгений Янковский, предприниматель, хозяин фирм "Спецстройсервис-2000", "Ассоциация Замоскворечье" и других, до сентября текущего года член совета директоров Легпромбанка. Векселя именно его компании "Ассоциация Замоскворечье" признаны фальшивыми.

Связь г-на Янковского с "Газпромом" выявилась сравнительно недавно. Господин Янковский подвизался на строительстве некоторых объектов, признанных правительством Москвы социально значимыми. Речь идет в том числе об электростанции и парке водных аттракционов в международном деловом центре "Москва-Сити", аквадроме на Аминьевском шоссе и дворце спорта "Крылья Советов". Непосредственно на возведение социально значимых объектов "Газпром" перечислял часть своих налоговых отчислений, пользуясь соответствующей льготой, предоставленной столичным правительством.

Льгота не была бы льготой, если бы не давала плательщику определенной выгоды. Вданном случае она заключается в том, что в бюджет в качестве налогов надо отдавать живые деньги, а на строительство социально значимых объектов можно переводить, например, векселя. Естественно, эти ценные бумаги должны быть использованы исключительно целевым образом, но здесь уже открывается большой простор для фантазии человека, кое-что понимающего в российских финансах и готового не слишком оглядываться на законы.

Таких людей в России немало. Среди прочих - югославско-швейцарский бизнесмен Саво Куюнжич и россиянин Андрей Хованов, которые на паях с "Газпромом" владеют компанией "Технологии моторов". "Технологии моторов" владеют 70 процентами ЗАО "Сити-энерго", обязавшегося возвести электростанцию международного делового центра "Москва-Сити". "Сити-энерго" подрядило непосредственно осуществлять строительство "Спецстройсервис-2000" Евгения Янковского.

Цепочка предприятий была создана для того, чтобы векселя, переданные "Газпромом" в счет налогов (делалось это за личной подписью бывшего заместителя Вяхирева Петра Родионова), обменивались, учитывались, переводились - короче говоря, превращались совсем в другие бумаги, которые можно будет обналичить уже в собственный карман.

Та же самая - может быть, с незначительными отличиями - схема работала и на строительстве водного парка (подрядчик -- контролируемое Куюнжичем и Ховановым ЗАО "Аква-Сити-палас", субподрядчик -- "Спецстройсервис-2000"), и при строительстве аквадрома на Аминьевском шоссе. И работала вполне успешно, если учесть, что "Газпром" передал только на строительство электростанции не менее 4,2 миллиарда рублей, а реально выполненный за эти деньги объем работ равен нулю: с предполагаемой стройплощадки даже не выведены предприятия, которые там находятся. Другие "строительные проекты" увенчались рытьем самых дорогих в мире котлованов и подготовкой самых дорогих в мире бизнес-планов.

Единственным слабым звеном в цепи оказался Легпромбанк. В 1998 году Янковский, обманув тогдашних совладельцев, получил контроль над этим кредитным учреждением. Без карманного банка в сложных схемах зачета и перезачета векселей не обойтись. Но Янковский совершил две ошибки. Во-первых, пожадничал: быстро вывел из банка деньги, внесенные в уставной капитал, фактически заменив их ничего не стоящими векселями собственных аффилированных структур. Это насторожило миноритарных пайщиков, а потом дошло и до правоохранительных органов - когда выяснилось, что два векселя оказались поддельными.

Во-вторых, чересчур уж Янковский осторожничал. Он не захотел "светиться", приобретая слишком крупную долю банка, и выкупил паи через несколько своих фирм. Если бы Янковский решил действовать открыто, по закону, ему пришлось бы получать разрешение на покупку в Центральном банке и Министерстве по антимонопольной политике. А если небольшие доли выкупят десятка полтора фирм, вроде бы никто и не догадается, что банк контролирует всего один человек.

Но догадаться оказалось несложно. И не только догадаться, но и доказать в суде аффилированность большинства пайщиков с Янковским. Эта ошибка Янковского позволила миноритарным пайщикам и менеджменту Легпромбанка вывести и его самого, и аффилированные с ним фирмы из состава учредителей.

Дело в том, что Янковскому нужен был "схемный банк", который тихо в тени занимается обеспечением вексельных махинаций. Миноритарные пайщики и менеджмент, напротив, затеяли амбициозный проект развития, связанный с укрупнением Легпромбанка. Интересы сторон разошлись кардинально, и "прогрессисты" победили.

Теперь банк в соответствии с концепцией развития выкуплен головной организацией холдинга Росинбанк, учрежденного государственными предприятиями. Но для Янковского он стал бельмом в глазу, так как является живым свидетелем афер с векселями, да еще и кредитором (ведь в Легпромбанке остались не погашенные Янковским векселя).

Сам факт существования Легпромбанка угрожает и самому Янковскому, и его "старшим товарищам" господам Хованову и Куюнжичу. А через них - старой команде управленцев "Газпрома", ответственным руководителям монополии, чью роль в разбазаривании средств, предназначенных для бюджета, по-видимому, и выясняет сейчас Генеральная прокуратура.

Таким образом у Легпромбанка появились в высшей степени влиятельные враги, готовые использовать любые средства для ликвидации этого кредитного учреждения. В ход идут и подложные собрания пайщиков, и попытки захвата офисов с помощью вооруженных "частных охранников", и очернительская кампания в прессе.

Борьба против банка стоит денег, но расходы, кажется, не смущают противную сторону. По некоторым подсчетам, в их руках сосредоточено до 500 миллионов долларов. На эти самые деньги должны были строиться корпуса электростанции "Москва-Сити" и прочие социально значимые объекты. Но у граждан, завладевших этими деньгами, другие приоритеты: они стараются обменять миллионы на возможность не являться в прокуратуру. Ведь, как показывают события последних лет, после разговора со следователем у многих крупных бизнесменов остается лишь две дороги: в заграничное изгнание или на скамью подсудимых.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1139
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3079
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1736
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2085

Другие новости