-Павел Павлович, начнем наш разговор об "ускорении" интеграции с бюджета Союзного государства, объем которого остается достаточно скромным. Общую казну нового государства пока трудно сравнивать даже с бюджетами большинства российских регионов...
- Много или мало - это вопрос спорный. Смотря с чем сравнивать. Например, весь бюджет СНГ составляет 268 миллионов рублей. А у Союзного государства, по нашим подсчетам, будет в общей сложности в этом году более 3,3 миллиарда рублей. При этом за последние три года наш бюджет вырос вчетверо, а по сравнению с 2001 годом - на 700 с лишним миллионов. Покажите кого-нибудь еще, кто бы развивался с подобной динамикой. Качественно изменилась и структура бюджета. Ныне он наполняется не только путем взносов государств - участников союза: те самые 700 миллионов рублей "плюса" составляют собственные доходы Союзного государства, которые формируются за счет возврата кредитов и процентов по ним, профинансированных нами в рамках целевых программ в прошлые годы.
- Но собственные доходы надо еще получить, как и добиться исполнения своих обязательств со стороны двух государств. Белоруссия, как известно, в прошлом году выплатила только 35% от запланированной на ее долю суммы...
- Да, есть такая проблема. Причем Белоруссия так поступает уже два года подряд. Я это связываю с прошлогодними событиями в республике, когда там существовало определенное напряжение в связи с президентскими выборами. Впрочем, в период выборов подобное происходит везде. Теперь, надеюсь, ситуация окончательно стабилизировалась, и запланированные средства Белоруссия перечислит в полном объеме. Напомню, что прежде и Россия недоплачивала в общий бюджет, ныне же отдает все точно в срок. А насчет возврата вложенных по кредитам средств... Я думаю, что собрать эти деньги получится. Благодаря финансированию целевых программ союза нам удалось запустить простаивающие ранее производственные объединения. В рамках программы "Союзный телевизор" за несколько лет выпуск современных ТВ-приемников на предприятиях России и Белоруссии увеличился с 10-20 тысяч штук до 1 миллиона 250 тысяч телевизоров в 2001 году. Это значит, что мы уже занимаем 20-25% внутреннего рынка наших двух стран, а в 2002 году запланировано произвести и того более - 1,5 миллиона телевизоров. Важно, что это по-настоящему современная и качественная аппаратура, не уступающая многим иностранным образцам, а за счет низких цен выгодно от них отличающаяся. Иначе бы нам просто не удалось занять свою нишу. Так же и с большинством других программ. Например, развитие дизельного автомобилестроения. Уже сегодня в Белоруссии выпускаются грузовики в соответствии со стандартами "Евро-1" и "Евро-2", 75% комплектующих к которым производится в России. Замахиваемся сейчас и на стандарт "Евро-3", это очень перспективное направление, аналогов которому в наших странах еще нет. Такие машины полностью соответствуют жестким требованиям Евросоюза к технико-эксплутационным характеристикам и экологической безопасности грузового транспорта. И если в один прекрасный день перед "КамАЗами" и "Уралами" на пути в Европу поставят шлагбаум, наши "союзные" грузовики пройдут здесь без вопросов. Так что я не вижу причин, которые бы не позволили предприятиям расплачиваться по кредитам. Более того, этот источник доходов будет только увеличиваться, а дополнительные деньги станут вкладываться в новые программы. Фактически в рамках союзного бюджета мы можем развивать любое производство: от водки до ракет.
- Насколько велики затраты бюджета на кредитование таких программ?
- На содержание чиновников союза, уверяю, тратится гораздо меньше, чем об этом принято говорить. В общей сложности расходы на функционирование Высшего Госсовета, союзного парламента и секретариата на этот год запланированы в сумме 260 миллионов рублей. Одновременно на развитие автомобилестроения - 838 миллионов, на "Союзный телевизор" - 105 миллионов рублей. В удельном весе финансирование программ в промышленности, энергетике и строительстве занимает 35% бюджета, а на содержание чиновников уходит менее 8%. Не думаю, что с прохождением бюджета возникнут проблемы: уже в феврале-марте финансовый документ будет утвержден окончательно.
- Вы часто ссылаетесь на Евросоюз, но ведь ЕС - это прежде всего объединение стран с одинаковой экономикой и одинаковыми правилами игры. В самой же форме объединения России и Белоруссии изначально было больше политики, чем экономики...
- Объединение России и Белоруссии сегодня - это уже не политика, а насущная экономическая необходимость. Два государства сегодня на 90% интегрированы по энергоносителям, на 75% - в машиностроительном комплексе. То же самое в сельском хозяйстве, производстве минеральных удобрений, да вообще по всем позициям. Кроме того, для России Белоруссия является еще и коридором в Европу: 80 миллионов тонн сырой нефти и 40-50 миллиардов кубометров газа ежегодно продается через Белоруссию, через ее территорию в Европу и обратно перевозится свыше 75 миллионов тонн других грузов. Все это прекрасно понимают руководители наших государств. Как и то, что для настоящего объединения необходимо унифицировать подходы к формированию единой экономической политики на территории двух стран, а также нормативно-правовой базы.
- К какому же общему знаменателю - "российскому" или "белорусскому" - станут в итоге приводить "союзную экономику"?
- Будет нечто среднее. Российская модель - это более либеральная экономика, в Белоруссии в большей степени сделан акцент на государственное регулирование. Свои плюсы и минусы есть у каждой. Но это не значит, что нет точек соприкосновения. Не случайно в минувшем году товарооборот между 10-миллионной Белоруссией и 146-миллионной Россией составил 11,5 миллиарда долларов. В то же время у нас с полуторамиллиардным Китаем годовой товарооборот составляет только 10 миллиардов долларов, а с 55-миллионной Украиной - лишь 5,7 миллиарда долларов. Другое дело, что экономические модели действительно придется унифицировать, вырабатывать единые правила игры. Но пока по каждому спорному вопросу нам удается договариваться. Российский премьер Михаил Касьянов недавно заявил о том, что российский рубль в качестве единой валюты на территории наших стран может быть введен уже через 2-2,5 года. Это говорит о том, что темпы интеграции двух государств набраны хорошие и на уровне правительств принципиальных разногласий не существует.
Мы объективно должны жить вместе, согласен с этим кто-то или нет. Напомню, что экономика Советского Союза и даже то, что от нее ныне осталось, рассчитаны на население страны в 300 миллионов человек. Именно столько потребителей необходимо, чтобы могли эффективно развиваться все отрасли нашего народного хозяйства, от тяжелой промышленности до сферы услуг, и заработали бы нормальные рыночные отношения. Только вот возникшие границы сделать этого не позволяют, и во многом отсюда берет начало большинство наших проблем. У США сейчас практически нет границ с Канадой и Мексикой - именно потому, что экономика Соединенных Штатов рассчитана на такое количество потребителей.
- Устраивают ли вас как госсекретаря Союзного государства темпы российско-белорусской интеграции на новом уровне?
- Судите сами: бюджет Союзного государства вырос вчетверо. О самой необходимости разработки Конституционного акта еще совсем недавно мы упоминали разве что вскользь. Союзный парламент вообще считали делом далекого будущего. К сегодняшнему же дню в первом чтении парламентариями двух стран принят закон о выборах депутатов, эти выборы должны состояться уже в нынешнем году. Практически готов текст Конституционного акта, и референдум по нему тоже не за горами. Лично я считаю, что Союзное государство как таковое уже состоялось. От нас требуется теперь только еще более увеличить скорость идущего процесса интеграции.