0
734
Газета СНГ Интернет-версия

21.04.2003 00:00:00

Блеск слов и нищета дел


На днях в Ереване прошла инаугурация вновь избранного президента Армении Роберта Кочаряна. Несмотря на долгожданную ясную и теплую весеннюю погоду, праздника не получилось. Многотысячные колонны демонстрантов вновь вышли на центральные улицы города с требованием немедленно признать недействительными результаты президентских выборов. Дело дошло до столкновений с полицией, были раненые, в том числе и среди лидеров оппозиции.

Итоги голосования действительно вызывают серьезные сомнения. Это подтверждает и крайне негативная оценка, данная выборам международными наблюдателями ОБСЕ и Европарламента. Не будет преувеличением сказать, что столь громкого и скандального резонанса не было ни разу за все время существования независимой Армении.

Впрочем, удивляться нечему. За пять лет пребывания у власти Роберта Кочаряна ситуация в социально-экономической и общественно-политической жизни страны заметно ухудшилась. Практически полностью растоптаны хрупкие ростки молодой неокрепшей демократии. На смену им пришел кланово-олигархический режим, опирающийся в буквальном смысле слова на солдатские штыки. И не будет преувеличением сказать, что сегодня Армения явственно начинает двигаться в сторону военной диктатуры. Не случайно самым могущественным человеком в республике сегодня открыто называют даже не президента, а министра обороны, в руках которого сосредоточены гигантские рычаги власти.

Понятно, что подобная система не может существовать сама по себе. Ее "экономическим фундаментом" стала всеобъемлющая коррупция.

Здесь уместно напомнить, что еще в прошлом году, по сообщению газеты "Аравот", руководитель парламентской комиссии по вопросам безопасности, внутренних дел и обороны Ваан Ованесян вынужден был признать, что уровень коррупции, только по официальным данным, достиг 30%, причем "после 1998 года проявления коррупции стали более заметны". По его словам, произошло это потому, что в стране появились признаки реабилитации, а стало быть, увеличилась деловая активность. Что ж, такое объяснение вполне в духе представителя партии власти. На самом деле причина, конечно, совсем не в этом.

По данным одного из недавних социологических опросов, более 70% руководителей армянских предприятий "выразили резкое несогласие с утверждением, что они защищены от государственного произвола". Ведь режим Кочаряна не только не способствует развитию реального сектора производства и национального предпринимательства, но, наоборот, самыми жесткими методами борется с бизнесменами, которые пытаются в тяжелых условиях блокады вдохнуть жизнь в угасающую экономику.

Особенно цинично выглядят на этом фоне широковещательные заявления армянских властей о стремлении расширять связи с (зарубежной) армянской диаспорой, привлекать бизнесменов-соотечественников (да и вообще иностранных инвесторов) к реализации тех или иных программ в республике. Местная пресса в качестве яркого примера такого сотрудничества приводит, как правило, деятельность фонда "Линси", основанного американским миллиардером армянского происхождения Керком Киркоряном. СМИ республики публикуют данные о том, что фонд располагает активами в размере 100 млн. долл. и ведет гражданское строительство, в том числе в зоне Спитакского землетрясения. Впрочем, при внимательном взгляде на ход реализации строительной и иных программ фонда выясняются отнюдь не радужные обстоятельства.

Начнем с того, что нынешняя власть просто лукавит, приписывая себе инициативу привлечения средств Киркоряна в Армению. На самом деле первые упоминания о фонде "Линси" появились в печати еще в 1997 году, то есть до того, как Роберт Кочарян впервые стал президентом. Во-вторых, мощная пропагандистская кампания, развернутая вокруг деятельности фонда, не в состоянии скрыть того очевидного факта, что за прошедшие годы ситуация с обеспечением населения жильем в зоне землетрясения не очень изменилась: десятки тысяч людей по-прежнему вынуждены ютиться во времянках. И бодрые рапорты (как правило, к тем или иным красным датам) о сдаче в эксплуатацию очередного жилого дома мало что меняют на фоне общей прискорбной картины: ведь строятся дома, к сожалению, не так часто, как хотелось бы людям, уже 15 лет лишенным крыши над головой.

Так называемое "плодотворное сотрудничество с диаспорой" доходит до смешного. Так, на средства фонда "Линси" в прошлом году были реконструированы некоторые центральные улицы Еревана - заменили дорожное покрытие, бордюры тротуаров. Причем эта, по сути, рядовая работа преподносилась в качестве едва ли не величайшего достижения и заботы властей о согражданах. И вот результат: по признанию ереванской мэрии, "из-за суровых погодных условий нынешней зимы" все придется делать заново. Оппозиционные газеты, в частности та же "Аравот", не без ехидства намекали, какую выгоду получат от всего этого госчиновники и связанные с ними "доверенные" фирмы и отдельные "карманные" бизнесмены. Но это, кажется, абсолютно не волнует тех, кто по долгу службы отвечает за это. Остается лишь предположить, что они имеют в этом свой интерес.

В противном случае власть не допустила бы перехода стратегических отраслей национальной экономики - телекоммуникационных систем, ереванского международного аэропорта, энергораспределительных сетей - в руки малоизвестных иностранных компаний и отдельных лиц, которые, став монополистами на армянском рынке, диктуют потребителям самые кабальные условия.

Впрочем, это лишь небольшой сегмент видимой части громадного айсберга коррупции, буквально "придавившего" республику. Если деятельность фонда "Линси" или владельцев аэропорта "Звартноц" время от времени хотя бы попадает в поле зрения немногих оставшихся в стране оппозиционных СМИ, то в отношении других местных и зарубежных бизнесменов, поверивших многообещающим декларациям властей, дело обстоит несравненно хуже.

Многие с разочарованием убедились, что режиму Роберта Кочаряна отнюдь не нужны предприниматели-патриоты, честные и ответственные люди, способные внести реальный вклад в развитие государства. Этому режиму нужны, как это ни прискорбно, "дойные коровы", которых заманивают в республику различными посулами, раскручивают, заставляя вкладывать в то или иное предприятие весьма солидные суммы, а потом, когда инвестиционная программа начинает приносить первые плоды, элементарно кидают. Справедливости ради нельзя не сказать, что все это в равной мере относится не только к армянским предпринимателям из диаспоры, но и к другим иностранным бизнесменам. В этом отношении никаких "национальных предпочтений" власть не имеет.

Методы для достижения целей применяются самые простые - шантаж и угрозы. Но вот что характерно - пострадавших от такой "патриотически предпринимательской" деятельности уже много, но почти никто не пытается выступить с протестом, открыто защитить свои законные интересы от наглого произвола. А ведь речь нередко идет о значительных суммах в десятки миллионов долларов.

Впрочем, этому обстоятельству есть простое и страшное объяснение: люди боятся. Особенно усилились опасения подобного рода после известной трагедии в парламенте Армении в октябре 1999 года, когда жертвами террористов стали премьер-министр Вазген Саркисян, спикер Национального собрания Карен Демирчян, некоторые другие видные государственные деятели. И хотя с того кошмарного дня прошло уже три с половиной года, так называемый суд над террористами все еще продолжается, хотя это беспрецедентное преступление произошло на глазах сотен непосредственных свидетелей и десятков тысяч телезрителей. Однако, как видно, у армянской Фемиды свои специфические понятия о справедливости и неотвратимости наказания. Не потому ли, что ответ на вопрос, кто направлял руку убийц, может оказаться слишком нелицеприятным?

Понятно, что в такой ситуации надеяться на защиту правоохранительных органов, правовой системы республики не приходится. Уж если закон не в силах наказать террористов, расправившихся с выдающимися национальными деятелями, то способен ли он гарантировать безопасность и справедливость обычным людям?

Вопрос, разумеется, риторический, и ответ на него очевиден. В стране усилиями высшей государственной власти создана гнетущая атмосфера страха, беззакония, морально-нравственного разложения. Конечно, делается это специально - в подобных условиях легче осуществлять масштабный произвол во всех сферах жизни республики. Кстати, прошедшие выборы ярко это продемонстрировали. Голосование сопровождалось вопиющими нарушениями: в избирательные урны были подброшены тысячи заранее подготовленных бюллетеней, запугивали и открыто подкупали избирателей, привлекали к "работе с людьми" местных криминальных авторитетов, есть факты многочисленных фальсификаций, арестов и избиений активистов оппозиционных партий┘

Думается, впрочем, что иначе и не могло быть. Ведь шансов победить своих политических оппонентов в честной борьбе у нынешнего президента не было. Вот почему оппозиция продолжает свои выступления, требуя немедленного ухода Роберта Кочаряна с узурпированной им должности, вот почему оппозиционные митинги продолжают собирать десятки тысяч недовольных. Людей открыто и нагло обманули, и они не могут примириться с многолетним беспределом.

Причем обманом стали не только итоги выборов. Кочарян обманул и разочаровал многих из тех, кто когда-то верил ему и надеялся на него. Блефом оказались громогласные обещания ежегодно открывать по 40 тыс. новых рабочих мест, возродить экономику, решить наболевший вопрос Карабаха, наладить деловые доверительные отношения с диаспорой. Ни в одном из этих пунктов серьезных подвижек не видно, напротив - стало еще хуже. А самое горькое то, что в результате деятельности нескольких политиканов брошена густая тень на идеалы, которые еще недавно сплачивали армян во всем мире, ради которых люди жертвовали всем, что имели. Ведь многие искренне верили, что после многотрудной карабахской эпопеи их жизнь станет лучше, светлее, зажиточнее. Нынешняя власть своими действиями целенаправленно дискредитирует недавние святыни в глазах народа.

Впрочем, в одном случае Кочарян свое слово сдержал: обещал модернизировать Конституцию, и сейчас готовится референдум, в ходе которого народ должен одобрить предлагаемые изменения Основного закона. Да вот беда: речь шла о перераспределении полномочий между президентом и парламентом в пользу законодательной власти, а выясняется, что все обстоит, как говорится, с точностью до наоборот. Во всяком случае, эксперты насчитали в проекте выносимого на референдум документа 16 отличий от действующей Конституции, причем практически все они не сокращают, а┘ расширяют президентские полномочия!

В результате народ продолжает "голосовать ногами": поток эмиграции из Армении не только не сокращается, но вопреки утверждениям властей даже растет. Лучше всего о реальной ситуации в стране свидетельствует тот факт, что цены на недвижимость в Ереване, и без того достаточно скромные, вновь пошли вниз.

Люди уезжают куда глаза глядят, потому что окончательно утратили веру в лучшее будущее, потеряли надежду на позитивные перемены в своей жизни, глубоко разочаровались в том, ради чего еще недавно готовы были идти на любые жертвы. И это, пожалуй, единственное, чего удалось добиться Роберту Кочаряну и его команде за пять прошедших лет правления.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1556
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1757
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1866
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4227

Другие новости