Казахстанская пенсионная реформа, на которую сегодня ссылаются российские чиновники, аргументируя необходимость отказа от льгот, местными политиками давно уже занесена в перечень собственных достижений. «Чилийский вариант», по которому и проводилась реформа, стал гордостью для властей и болью для людей.
Начатая под громкие фанфары в 1998 году реформа сегодня дает серьезные сбои. Так, согласно данным соцопроса, еще в 2001 году лишь 20% населения верили, что получат свои накопления из пенсионных фондов по достижении пенсионного возраста. Как выясняется теперь, люди сомневались не зря: укрепление национальной валюты – тенге, невозможность инвестирования пенсионных активов привели к тому, что доходность по пенсионным активам стала равна нулю. Соответственно работающее население Казахстана, добросовестно отдавая 10% зарплаты в пенсионный фонд, может надеяться лишь на то, что когда-нибудь все же получит хотя бы свои выплаты. Ни о каких дополнительных процентах и дивидендах уже никто не вспоминает. Люди утешают себя лишь шуточками в духе «черного юмора»: дескать, при существующем пенсионном возрасте – для женщин 60 лет, для мужчин 65 и при средней продолжительности жизни в Казахстане в 61 год до пенсии доживут немногие. А предполагаемые пенсионные накопления «с успехом» будут использованы на «похоронные затраты».
Сильнее всего от реформы пострадали пенсионеры. Отмена всех существовавших ранее льгот привела к тому, что «пенсионер» и «нищий» в Казахстане давно стали синонимами. Ставшие в стране традиционными ежегодное повышение стоимости коммунальных услуг, рост цен на продукты питания (как правило, это происходит сразу после очередной мизерной индексации пенсий с увеличением на 2–3 долл.) не могли не отразиться на пенсионерах. Конечно, в худшую сторону.
В Казахстане минимальная пенсия составляет 5800 тенге (42 долл.). При этом прожиточный минимум равен 6500 тенге (47 долл.). Это не считая коммунальных услуг, оплата за которые составляет в среднем около 4 тыс. тенге, то есть примерно 25–30 долл.
Льготы по оплате коммунальных услуг есть в отдельных городах и только для ветеранов Великой Отечественной войны. Но их в Казахстане немного – 39 тыс. человек. Самому молодому из них – 83 года.
Правительство Казахстана отказывается рассматривать проект закона «О ветеранах», который уже несколько лет подряд настойчиво инициируют депутаты парламента. Причем стоимость закона сокращается с катастрофической скоростью: если пять лет назад она составляла 17–18 млрд. тенге, то сегодня это всего лишь 7–8 млрд. тенге – ветераны умирают.
Для других категорий пенсионеров льгот в Казахстане нет. О бесплатных проездах не только на междугородном, но и на общественном транспорте пенсионеры уже забыли. О том, что могут быть бесплатные лекарства, никто и не мечтает. Последствия этого ужасающие.
«80 тыс. пенсионеров ежегодно умирают, – говорит лидер казахстанского движения «Поколение» Ирина Савостина. – Большая часть денег уходит на оплату жилья». Российских пенсионеров Савостина поддерживает. Говорит: «Правильно делают, что протестуют». А если кто хочет увидеть, к чему приведет отмена льгот, – пусть посмотрят на казахстанских стариков.
Астана