В Астане в эти дни проходит III Гражданский форум. Этот сравнительно молодой общественный институт уже играет серьезную роль как в самой Республике Казахстан, так и в пределах всего Центрально-Азиатского региона. Ведь за время своего существования он закрепил за собой статус переговорной площадки между государством, деловым сообществом и общественными организациями.
От Гражданского форума этого года ожидают особых решений, так как в рамках его заседаний делегатам будут впервые представлены отчеты республиканских министерств социального блока и акиматов о работе по развитию взаимодействия с НПО за два года, прошедших со времени проведения второго Гражданского форума. Государственным институтам предстоит практически продемонстрировать, как соблюдаются ранее заявленные принципы открытости и прозрачности во взаимодействии с неправительственными организациями.
Важнейшей темой обсуждения станет вопрос дальнейшего совершенствования законодательной базы этого взаимодействия. Выступая на II Гражданском форуме в 2005 году, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что «сотрудничество госорганов и неправительственного сектора приобрело системный характер. С принятием Закона «О государственном социальном заказе» создается эффективная система привлечения НПО к участию в реализации масштабных социальных программ государства на грантовой основе. Думаю, от этого выиграют все: и неправительственные организации, и государство, и общество». Впервые Казахстан вплотную подошел к такому этапу в развитии «третьего сектора», когда государство не только намерено, но и способно оказывать государственную поддержку НПО. Устанавливая четкие и понятные «правила игры», государство выступает как рефери, с одной стороны, «отсекая» нечестных игроков, с другой стороны, «премируя» наиболее успешных.
Сейчас, когда базовые правила и подходы обсуждены и приняты, Гржданскому форуму предстоит решать наиболее сложные, практические вопросы. Необходимо развивать механизмы и продумывать новые формы взаимодействия государственных органов с НПО на республиканском, региональном, отраслевом уровнях. Важно также рассмотреть вопрос поддержки и развития гражданской инициативы в сельской местности.
За годы преобразования системы власти в республике неправительственные организации охватили своей деятельностью практически все общественно значимые сферы. Это вопросы экологии, социальной сферы, образования, культуры, здравоохранения, гендерных отношений, защиты прав человека. Фактически НПО сегодня принимают участие в решении многих значимых социальных проблем.
В современном Казахстане, где на сегодняшний день зарегистрировано около 6 тыс. НПО, и государство, и бизнес осознают значимость системного и постоянного партнерства с «третьим сектором». Это подтверждается тем, что год назад в республике разработали и приняли Концепцию развития гражданского общества в Республике Казахстан до 2011 года. Динамично развивающаяся страна, ставящая перед собой амбициозную, но достижимую цель – вхождение в число 50 развитых государств мира, вынуждена будет отвечать на вопрос о взаимодействии с НПО и общественными организациями в условиях возрастания объема социальных задач. То, что Казахстан выбрал путь открытого обсуждения этого вопроса, уже говорит о многом, как и предложение президента страны регулярно проводить Гражданские форумы. Таким образом, если первый Гражданский форум был во многом сенсацией, второй – устанавливал правила игры, то от третьего ждут результатов. Ведь это будет уже не диалог политиков, а диалог практиков.