0
13291
Газета СНГ Интернет-версия

25.11.2014 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. ЛНР и ДНР пройдут проверку зимой

Станислав Ткаченко

Об авторе: Станислав Леонидович Ткаченко – доктор экономических наук, профессор, руководитель магистерской программы «Дипломатия Российской Федерации и зарубежных государств» Санкт-Петербургского государственного университета.

Тэги: днр, лнр, легитимация, пенсия, социальное пособие, украинский кризис, гражданская война


днр, лнр, легитимация, пенсия, социальное пособие, украинский кризис, гражданская война Фото Reuters

Нельзя не видеть, что подавляющее большинство населения ДНР и ЛНР видит в нынешней Украине «другого», или «чужого», противостояние с которым составляет если не весь смысл его жизни, то как минимум является императивом ради выживания и будущего развития. Пока это «внутренняя легитимация», она мало отразилась на восприятии этих лидеров и представляемых ими республик за их границами. Поэтому подлинная легитимация ДНР и ЛНР зависит от того, как их власти в ближайшее время смогут решать проблемы населения, и от того, смогут ли они заниматься госстроительством в условиях гражданской войны и блокады.

Легитимация в конечном счете – это политический акт, который мало зависит от объективности оценок даже самых опытных международных наблюдателей и специалистов по электоральным процессам. В мировой политике, почти как и в обычной жизни, успешными считаются государства сильные и способные самостоятельно действовать, не будучи зависимыми от других государств. Государства – это свободные агенты, которые не признают никаких ограничений своего суверенного статуса. Поэтому легитимация ДНР и ЛНР – не функция от качественного проведения нынешних или каких-то будущих выборов. Она зависит от успешности решения насущных проблем, умения ставить адекватные цели государственного строительства в ужасных условиях гражданской войны и блокады и достигать их.

Вопрос о выплате пенсий для граждан Донецкой и Луганской народных республик – лакмусовая бумажка намерений Киева, и ему не уйти от обнародования результатов этого своеобразного теста. Решение порвать экономические связи, соединяющие население ДНР и ЛНР с остальными гражданами Украины, говорит о том, что Киев окончательно отказывается от мирных переговоров о судьбе этих территорий. Фактически уже в апреле 2014 года, когда Верховная Рада отправила армию на покорение Донбасса, экспертам было очевидно – разбившийся сосуд под названием «Украина» не склеить. Во времена Тамерлана (XIV век) можно было переселить все население завоеванного государства на новые территории, безжалостно вырезать недовольных и тем самым создать условия для присоединения этой территории. Даже военная операция в апреле–ноябре 2014 года оставляла хотя бы видимость надежды на переговоры и нахождение компромисса между конфликтующими сторонами в виде «федерации», «конфедерации», «союза» или чего-то другого.

Отказ же выполнять по отношению к бывшим согражданам базовые функции современного государства, включая трансферты социально незащищенным слоям населения, – это громогласный и бесспорный акт, подтверждающий стремление Киева отказаться от борьбы за Донбасс, неверие в свою способность добиться желаемого результата. Представить этот шаг как-то по-другому, наверное, не сможет даже пропагандистская машина союзников Киева. Хотя она, безусловно, будет стараться это сделать.

Выборы гальванизировали нынешний этап развития постмайдановских политических процессов на Украине, поставили все стороны конфликта перед простым выбором: сохранение военного противостояния или признание невозможности двух частей Украины оставаться вместе. Конфликт завершится не потому, что были проведены выборы, а скорее выборы были проведены потому, что идет поиск хотя бы какого-то пути к окончанию гражданской войны. По сути, выборы должны были стать сигналом Киеву со стороны Донбасса: остановите войну, вам этот народ не завоевать! 

Учебники по политической науке и государственному праву способны дать исчерпывающий ответ на вопрос, чем следует заняться и на что обратить внимание молодым республикам после выборов. Но государственное строительство никогда не идет по единому шаблону, основанному на теоретических моделях. Каждое государство уникально, оно зарождается и формируется в условиях, которые невозможно повторить. Как правило, нельзя устранить неблагоприятные факторы, влияющие на ход строительства, нужно к ним приспосабливаться и учитывать. Поэтому трудно сказать, следует ли начинать государственное строительство в ЛНР и ДНР именно с принятиями ими Конституции...  Ведь современная Россия приняла действующую Конституцию через два года после начала своей постсоветской истории, а в США Конституцию приняли через 11 лет после провозглашения Декларации независимости.

Совершенно очевидно, что для ДНР и ЛНР главное сейчас – выживание населения в условиях военных действий и приближающейся зимы, а также возрождение хозяйственной жизни на контролируемой территории. Условия для успешного решения этих проблем невероятно сложные. Но все познается в сравнении. На карте планеты есть немало государств, которые окружены враждебно настроенными соседями: Куба, Армения, Израиль. В этом смысле две республики на своих восточных границах имеют государство, которое никакой угрозы им не представляет. А в критические моменты Россия оказывает им гуманитарную и иную помощь. Поэтому лозунгом сегодня для ДНР и ЛНР должна стать доктрина малых дел: восстановить водоснабжение и отопление, обеспечить выплату пенсий и социальных пособий малоимущим, помочь предприятиям и бизнесу возобновить свою работу. Немедленный успех этой деятельности вовсе не гарантирован. Но без этих усилий успеха не будет и в самой дальней перспективе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

Анастасия Башкатова

Один из сценариев уже предполагает вырождение искусственного интеллекта

0
1087
Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Ольга Соловьева

С населения удается собирать налогов больше из-за роста экономики, а с бизнеса – меньше из-за санкций

0
1133
Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Иван Родин

Татарстан выступил против муниципальной реформы, которая ликвидирует самоуправление в поселениях

0
1066
Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Михаил Сергеев

Счетная палата отметила прогресс в решении многолетней проблемы бесквартирной молодежи

0
802

Другие новости