Визит Мадлен Олбрайт вызвал в Тбилиси различные слухи. Фото пресс-службы президента Грузии
Парламент Грузии приступил к рассмотрению поправок в законодательство, согласно которым наказания за приобретение и потребление наркотиков будут смягчены или отменены. Депутаты пока не конкретизируют, что именно будет изменено и какие механизмы контроля могут быть внедрены. Известно пока лишь, что поправки будут приняты только на осенней сессии парламента.
Работа над законами, связанными с наркопреступлениями, носит экстренный характер. Похоже, депутаты получили некий сигнал сверху, потому как на ближайших заседаниях парламента обсуждение данного вопроса не планировалось. Этому предшествовала неожиданная акция протеста в Тбилиси. В выходные около здания парламента на проспекте Руставели собрались сотни молодых людей, выдвинувшие радикальные требования по изменению наркополитики, которую проводят власти.
Поводом для выхода молодежи на улицы стал арест двух тбилисских рэперов, высмеявших полицию в видеоклипе. Но официально арестовали их не за это, а за незаконное приобретение и хранение особо крупной партии психотропных наркотиков. Наказание при доказательстве вины предусмотрено очень суровое – до 20 лет заключения, а в иных случаях даже пожизненное. Городской суд приговорил рэперов к предварительному двухмесячному заключению. Сами они на судебном заседании заявили, что никаких наркотиков у них не было, протокол подписали под давлением, и вообще их задержание полицейские сопровождали репликами, не оставившими сомнений в том, что они мстят за скандальный клип.
Грузинский сегмент социальных сетей незамедлительно отреагировал на происходящее оценками о возвращении цензуры и покушении на свободу слова и самовыражение. Инициативу в виртуальном пространстве прибрало движение «Белый шум» – одна из неформальных организаций, выступающих за декриминализацию наркотиков. В итоге несколько тысяч человек, не испугавшихся проливного дождя, направились к парламенту напомнить властям о принципе «государство для народа», а не наоборот.
Участники акции получили неожиданную поддержку от сына бывшего премьера-министра Бидзины Иванишвили – олигарха продолжают считать теневым правителем Грузии. Иванишвили-младший, тоже рэпер, выразил солидарность арестованным коллегам на своей странице в Facebook. Со схожим видеообращением выступил чуть позже вице-премьер грузинского правительства Каха Каладзе. Известный в недавнем прошлом футболист признал, что нынешние наказания за приобретение и потребление наркотиков чрезвычайно и неоправданно суровы, и ситуация, бывает, используется совсем уж в неблаговидных целях, и все это надо менять. Ну а потом представители власти разве что хвалу рэперам не стали возносить. Так, министр юстиции Тея Цулукиани вовсе заявила о том, что ничего особенного в скандальном клипе не увидела – молодые люди своеобразно видят мир, лучше, конечно, не затрагивать полицию и армию, но если уж считают, что их нужно затрагивать, то так тому и быть, ничего страшного в том нет.
И вполне ожидаемо апелляционный суд на следующий день освободил рэперов, внесших крупный залог. Прокуратура приступила к расследованию обстоятельств их задержания, заявив, что наличествуют признаки превышения полномочий сотрудниками полиции. Напряженность спала. Рэп-революция не состоялась или отложена до следующего инцидента.
Наблюдатели же отмечают, что правоохранительные органы страны в последний период словно специально провоцируют общество на выступления. Речь о скандальном аресте по запросу Анкары преподавателя колледжа им. Демиреля, гражданина Турции Мустафы Эмре Чабука и о более резонансной выдаче Азербайджану оппозиционного журналиста Афгана Мухтарлы, просившего в Грузии политического убежища. Как неоднократно писала «НГ» (см. номера от 31.05.17, 06.06.17, 07.06.17), Мухтарлы пропал в Тбилиси, возвращаясь домой из магазина, а сутки спустя стало известно, что он находится в предварительном заключении в Баку. На эти события грузинское общество отреагировало достаточно эмоционально, обвинив собственные власти в зависимости извне и непорядочности. Власти призвали проявить терпение и дождаться результатов расследования, попутно отрицая причастность грузинских спецслужб к похищению Мухтарлы. Инцидентом заинтересовались в Европе и, конечно, в США – оппозиционный журналист сотрудничал с изданиями, опосредованно поддерживаемыми Госдепом, то есть, строго говоря, являлся его контрактором. Таких людей Вашингтон на произвол судьбы обычно не бросает. Из-за океана прозвучали довольно неприятные для грузинских властей оценки. А в конце минувшей недели в Тбилиси прибыла бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт, возглавляющая ныне Национальный демократический институт (NDI). Она уже встретилась с президентом Грузии Гиоргием Маргвелашвили, сделала несколько заявлений о значении демократии и важности работы представительства NDI в Грузии. Поскольку все это не очень прояснило цель визита, пусть и запланированного, то в грузинском обществе крепнет предположение, что Олбрайт могла прибыть в Тбилиси в числе прочего и для ознакомления с «делом Афгана Мухтарлы», а возможно, и с «делом Чабука», которого Турция обвиняет в связях с проповедником Фетхуллахом Гюленом и в причастности к неудавшемуся перевороту. Гюлен, как известно, находится в США, и Вашингтон отказал Анкаре в его выдаче, несмотря на личное обращение президента Реджепа Тайипа Эрдогана. «Политики уровня Олбрайт просто так в Тбилиси почти на неделю приезжать не будут», – говорят любители конспирологии.