Фото сайта president.gov.by
Власти отказали фигуранту прекращенного, но наделавшего много шума уголовного дела о массовых беспорядках и создании вооруженных формирований в возмещении морального вреда. Прекращение дела не значит, что человек не виноват, считает белорусский суд.
Уголовное дело о массовых беспорядках, а затем и создании вооруженных формирований было возбуждено в марте на фоне многочисленных акций протеста против так называемого декрета о «тунеядцах», обязывающего безработных платить специальный сбор. Тогда эксперты утверждали, что оно абсолютно бездоказательно и рано или поздно развалится. Так и произошло, что подтвердило мнение о «рукотворном» происхождении озвученных тогда официальной пропагандой инцидентов.
Напомним, местные каналы показали некую машину с оружием, прорывающуюся в Белоруссию со стороны Украины, существование которой не подтвердила украинская сторона, а о готовящихся в белорусских лесах боевиках при поддержке Литвы и Украины рассказал президент Александр Лукашенко.
Прекращение дела побудило одного из фигурантов, Дмитрия Кременецкого, лишенного свободы на девять дней, потребовать моральную компенсацию в размере 10 тыс. белорусских руб., что эквивалентно сумме в 5 тыс. долл. После длительного хождения дела по инстанциям суд Московского района белорусской столицы вчера отказал Дмитрию Кременецкому в удовлетворении иска. Обвинение заявило, что его помещение в СИЗО «на тот момент подтверждалось доказательствами», а само по себе прекращение уголовного дела не может быть основанием для признания права на компенсацию морального вреда. По мнению экспертов, суду была поставлена политическая задача: не допустить любой ценой никакой реабилитации фигурантов выдуманного дела и не создавать прецедентов – власть хочет «сохранять лицо» даже при совсем плохой игре, а своих политических оппонентов держать на коротком поводке, чтобы всегда боялись.
В эту же логику укладывается возбуждение уголовного преследования за хранение патрона против еще одного фигуранта все того же дела Андрея Белявского. Дома в шкафу у него был найден патрон, который хранился как сувенир. Аналогичные дела возбуждены еще против двух фигурантов массовых беспорядков и незаконных военных формирований.
Днем ранее стало известно, что Следственный комитет продлил еще одно уголовное дело, которое имеет все шансы стать очередным политическим. Речь идет о деле в отношении профсоюзных лидеров, которых обвиняют в неуплате налогов. Обвиняемыми по нему выступают лидер профсоюза работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) Геннадий Федынич и главный бухгалтер Игорь Комлик. О продлении дела до 2 февраля Игорю Комлику сообщил следователь во время допроса. «Есть приказ что-то найти», – считает он. По словам Комлика, вопросы, которые ему задают, не всегда связаны с событиями, которые касаются обвинения, поэтому «возникают сомнения, насколько это уголовное дело, скорее политическое».
Комлик два месяца провел в СИЗО и был выпущен под подписку о невыезде. Местные правозащитники за это время успели признать его политзаключенным, и если бы власти не освободили его, то реагировать на это как-то пришлось бы и международной общественности. Нежелание портить сейчас отношения с Западом заставили выпустить профсоюзного деятеля из СИЗО. Однако, убрав проблему подальше с глаз, власти вовсе не собираются решить ее радикально и прекратить преследование. Сейчас они выбрали другую тактику – держать в страхе всех инакомыслящих. «Это фирменный метод белорусских властей – подвешивать дамоклов меч. Карать точечно и дозированно, но держать в страхе многих. Чтобы, с одной стороны, не стать натурально кровавой диктатурой, а с другой, чтобы «пятая колонна» особо не высовывалась, четко зная, что в ином случае мало не покажется», – оценивал нынешнюю ситуацию в Белоруссии политический обозреватель Александр Класковский.
Минск