Каспийские страны договорились о том, как делить водоем. Фото с сайта www.mil.ru
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров по итогам совещания глав МИДа сообщил, что страны Прикаспийского региона достигли согласия по правовому статусу Каспия. Дело за президентами. Проведение юбилейного V саммита глав каспийских государств запланировано на будущий год в Астане. Детали проекта Конвенции по статусу Каспия не разглашаются. Известно только, что будет использован секторальный принцип деления.
России важно, чтобы зона Каспия оставалась в стабильном, спокойном и предсказуемом состоянии. И чтобы третьи силы, которые захотят внести сюда конфликтную составляющую, такой возможности не имели. Документ о правовом статусе сужает возможности любых деструктивных сил вмешиваться в ситуацию. Кроме этого, конвенция позволит уменьшить разногласия между прикаспийскими государствами и расширит сферу сотрудничества. Однако спорные вопросы между прикаспийскими странами остаются. По ним будут выноситься отдельные решения. Детали соглашения конвенции не разглашаются, поскольку 100-процентной уверенности в том, что подписание произойдет, нет.
Напомним, что тормозили подписание документа Туркменистан и Иран. Ашхабад придерживался особой позиции по возможности прокладки Транскаспийского трубопровода, настаивая, что реализация этого проекта может осуществляться без согласования со всей «пятеркой». У России и Ирана позиция иная: ввиду замкнутости моря, уязвимости ее экологии любые трансграничные инфраструктурные проекты должны быть согласованы всеми игроками. Тегеран был против предложенного принципа раздела моря и настаивал либо на кондоминиуме (совместном экономическом использовании его всеми прикаспийскими странами), либо разделе на пять равных частей – по числу государств.
Кто из стран наиболее заинтересован в подписании конвенции, пока неизвестно. Детали соглашения открыты частично. В соглашении отмечается, что прикаспийские страны признают суверенитет, исключительные права, юрисдикцию друг друга. Определены границы водной зоны: 15 миль на поверхности, 10 миль – рыболовная полоса. Остальная часть была определена для общего пользования судов и других целей. Дно моря полностью делится секторально между расположенными рядом и противостоящими странами. Вопросы по спорным месторождениям между Туркменистаном и Азербайджаном, а также делимитации морских участков между Ираном и Туркменистаном остаются открытыми и будут решаться на основе международного права.
Что же касается строительства трубопроводов по дну водоема, то этот вопрос будет согласовываться теми странами, по секторам которых они будут проходить. В большей степени это касается Транскаспийского трубопровода, в строительстве которого заинтересован Ашхабад. Все последние годы власти Туркменистана ведут переговоры с европейскими чиновниками по продаже своего газа. После прекращения поставок туркменского газа в Россию Ашхабад заявил о готовности поставлять в Европу до 40 млрд куб. м газа в год. Для этих целей он самостоятельно построил газопровод «Восток–Запад», которым соединил месторождения Южного Йолотаня с побережьем Каспия. По задумке, газ должен транспортироваться по Транскаспийскому трубопроводу через Азербайджан и Турцию – в Европу. После подписания конвенции Ашхабаду нужно будет договориться с Баку и Тегераном.