Саломэ Зурабишвили может стать пятым президентом Грузии. Фото со страницы С. Зурабишвили в Facebook
Министр юстиции Грузии Тея Цулукиани и экс-глава МИДа Саломэ Зурабишвили фигурируют в качестве возможных кандидатов в президенты от правящей «Грузинской мечты» (ГМ). Выборы состоятся в октябре нынешнего года. Кто именно из них будет выдвинут, решится на праймериз. Эксперты, впрочем, не исключают, что это еще не окончательное решение ГМ. Движение заметно и в оппозиционной среде, часть которой готова внять призыву экс-президента Михаила Саакашвили к объединению.
Информация о том, что ГМ рассматривает Цулукиани и Зурабишвили в качестве участников президентских выборов, похожа на умышленный слив. Ни министр юстиции страны, ни бывший министр иностранных дел сегодня не могут гордиться сколько-нибудь заметным рейтингом.
Это, конечно, важно, даже несмотря на то что у президента Грузии, согласно Конституции, немного полномочий и прав, а после задействования поправок в Основной закон, что случится одновременно с инаугурацией в октябре, их станет еще меньше.
При этом и у Теи Цулукиани, и у Саломэ Зурабишвили, безусловно, есть свои плюсы. Первая на посту министра юстиции продемонстрировала умение жестко и принципиально отстаивать свою позицию в достаточно сложных ситуациях. Но при этом способна и лавировать в зависимости от обстоятельств. За бывшего министра иностранных дел харизма, определенные связи на международной арене – Зурабишвили работала в структурах МИД Франции и ООН, и в ее активе, наконец, успешные переговоры с МИД РФ по вопросам вывода российских военных баз с территории Грузии. На обеих женщин работают романтические заявления местных политиков и представителей общественности, корнями уходящие в славную историческую эпоху легендарной царицы Тамар и других не столь знаменитых грузинок Средневековья.
Так, представитель парламентского большинства Заза Габуния считает выигрышным политическим шагом выбор женщины-политика кандидатом в президенты. По его словам, в Грузии не было женщины-президента, но у страны есть опыт успешного правления женщин. «Общественное мнение позитивно, поэтому дискуссия и обсуждение кандидатур женщин на пост президента вполне возможны. Для них самих условия выигрышные», – говорит Заза Габуния.
Политолог Гия Хухашвили не исключает, что в ГМ лукавят, запуская слух о кандидатах женщинах, а со временем на авансцене окажутся другие лица. По его словам, выдвижение Зурабишвили или Цулукиани в кандидаты, строго говоря, только слухи. В ГМ не отрицают того, что вопрос обсуждается, но не подтверждают, что выбор окончательный и что в ходе праймериз выяснится, кто же именно из них окажется претендентом на президентский пост. Возможно, слух запущен даже для того, чтобы вызывать недовольство общества кандидатами, и под этим предлогом вывести на выборы «тайного фаворита».
Подобную версию косвенно подтверждают другие эксперты, которые полагают, что ГМ, желающая спокойной жизни при «своем президенте», чего не оказалось при нынешнем президенте Гиоргии Маргвелашвили, не будет иметь такой гарантии – и Цулукиани, и Зурабишвили могут в каких-то вопросах действовать по своему усмотрению. Полномочий у них будет немного, как у Маргвелашвили, но на преодолении президентского сопротивления по тому или иному поводу ГМ будет терять время и темп. А этого правящая партия, наученная опытом противостояния с Маргвелашвили, точно не хочет.
Некоторое оживление наблюдается и в оппозиционной среде. Оно вызвано призывом находящегося в Амстердаме Михаила Саакашвили «объединиться и сообща смести феодальный режим олигарха Бидзины Иванишвили». Похоже, бывший президент Грузии поставил крест на своей украинской кампании и переключается на Грузию всецело.
Политики, находившиеся в оппозиции к Саакашвили, призадумались. Шансов на успех сейчас у них нет никаких, объединение с недавним недругом их существенно не повышает, но какие-то дивиденды из альянса извлечь можно. В частности, лидер «Европейских демократов» (ЕД) Паата Давитая заявил журналистам, что необходимо выяснить условия объединения и различные нюансы, а так призыв экс-президента заслуживает внимания.
«Единое национальное движение» (ЕНД) заявление своего неформального лидера восприняло с воодушевлением. А вот недавние ближайшие соратники Саакашвили, отколовшиеся от ЕНД и создавшие «Европейскую Грузию» (ЕГ), бывший секретарь совбеза Гига Бокерия, бывший тбилисский мэр Гиги Угулава и другие пока молчат. Но и категорический отказ от объединения, как на первый призыв Саакашвили несколько месяцев назад, пока не звучал. Не исключено, еще и потому, что тогда позиция ЕГ вызвала критику в экспертных кругах и недоумение у западных партнеров.
комментарии(0)