Выход на арену ультраправых подтвердил предположение, что грузинское общество крайне поляризовано. Фото JAM-news
Министр внутренних дел Грузии Гиоргий Гахария приглашен в парламент для разъяснения ситуации, сложившейся в стране в последние дни. По словам спикера парламента Ираклия Кобахидзе, глава МВД предстанет перед депутатами до конца недели. Оппозиция поспешила предупредить Гахария, что он не отделается дежурными формулировками и ему надо быть готовым отвечать на вопросы по существу.
Депутат от «Национального движения» Хатия Деканоидзе, занимавшая пост министра образования в правительстве Михаила Саакашвили, в частности, заявила, что ее интересует, почему ключевое ведомство МВД выполняет приказы олигарха Бидзины Иванишвили, не имеющего к власти официального отношения, или даже его сына – рэпера Беры: «Как вообще такое возможно, чтобы министерство обслуживало интересы семьи?»
Наигранно наивным вопросом Деканоидзе придала импульс одной из «версий» причин проведения антинаркотической спецоперации полиции, спровоцировавшей в Тбилиси молодежные волнения. Незадолго до рейда в прессе замелькали сообщения, что одним из совладельцев или владельцем ночного клуба «Басиани» является Бера Иванишвили. Популярный клуб за неделю приобрел зловещую известность: пять человек погибло от употребления неустановленного наркотика и более десяти попали в больницы с тяжелой интоксикацией. Рэпер какую-либо причастность к клубу категорически опроверг. Однако, согласно расхожей «версии», этого оказалось мало, и, чтобы подчеркнуть непричастность семьи Иванишвили к «Басиани», полиция провела спецоперацию.
Бывший омбудсмен Гиоргий Тугуши задается другим вопросом: для чего понадобилась спецоперация с применением силы и запугиванием, если наркодилеры были уже арестованы до рейда в «Басиани» и не в самом клубе?
Гиоргий Гахария заочно уже ответил на часть вопросов: в ходе спецоперации арестовано восемь наркореализаторов; полиция полномочий не превышала, что доказывают записи камер, которыми были снабжены все силовики, участвовавшие в рейде. Однако вопросы в парламенте все равно будут заданы, и министру придется на них ответить.
Один из них, очевидно, будет касаться активизировавшихся в ответ на акцию протеста либералов неонацистских и националистических группировок, наиболее заметными из которых являются «Грузинский марш» и «Грузинская идея». Именно они вдохновили консервативную часть общества на проведение контракции, в ходе которой звучали требования покончить с наркоманами и секс-меньшинствами и законодательно укрепить традиционные ценности. Эти ультрагруппы заявили, что будут проводить свои демонстрации в центре Тбилиси ежедневно до 19 мая, чтобы в Международный день борьбы с гомофобией сорвать проведение в столице анонсированного гей-парада, устроив при этом свои мероприятия, посвященные Дню семьи, – этот праздник и именно 19 мая учрежден католикосом-патриархом всея Грузии Илией II.
В самом обществе мнения по выявившимся проблемам поляризовались, оставив, правда, несколько точек соприкосновения. Практически все считают недопустимым использование полицией шантажа, когда молодым людям подбрасываются наркотики, после чего из них под угрозой многолетнего срока можно вить веревки. Это, кстати, один из аргументов сторонников либерализации наркополитики.
Подавляющее большинство активного населения страны также сходится в том, что употребление легких наркотиков не должно караться лишением свободы. Либералы настаивают на декриминализации абсолютно всех наркотиков, объясняя это тем, что если полиция не изменит нынешних своих подходов, то вместо марихуаны будет подбрасывать что-то другое.
Наконец, общество более или менее сходится в том, что глава МВД успешно разрулил взрывоопасную ситуацию на проспекте Руставели, когда сторонников либерального жизненного уклада стали окружать консерваторы с прозаическим намерением учинить физическую расправу. По мнению большинства, бывшей партии власти – «националам» не стоит загонять министра в угол, особенно с учетом того, что в период их правления после акций протеста на проспекте Руставели нередко оставались лужи крови оппозиционеров, а тут все обошлось без эксцессов.
Стоит учесть, что раскол в обществе вызван не только вопросом – можно или нельзя курить траву. Это верхушка. На деле же речь о процессах, охватывающих весь жизненный уклад грузинского общества, о столкновении характеров, клинче между носителями различных образов мысли etc. И дополнительная опасность в том, что молодежные группировки, по мнению политолога Гии Хухашвили, аффилированы с различными представителями политической элиты, которые вполне могут в нужный час попытаться использовать молодежь в своих интересах.
Между тем, судя по комментариям представителей власти, заметных успехов митинговавшей против полицейского произвола молодежи добиться не удастся. Да, глава МВД принес извинения. Но он же уверенно защищает своих подчиненных: никто из них в ходе спецоперации не превысил полномочий, и убежден в ее необходимости – арестованы восемь наркодилеров. Значит, проведение подобных операций в будущем нельзя исключать.
Да, глава МВД согласился сотрудничать с активистами акции протеста в вопросах либерализации наркополитики. Но министр юстиции Тея Цулукиани и ряд видных депутатов уже заявили: максимум, что может быть допущено в законодательстве, – декриминализация. То есть потребителей перестанут сажать. Но возникает масса вопросов – кого считать распространителем, при каких обстоятельствах из разряда потребителей можно попасть в распространители и т.д. и т.п. Впрочем, гарантий того, что право покурить траву будет защищено законом, тоже нет, а посему все предположения и вопросы до поры до времени излишни.
Да, глава МВД и полиция в минувшие выходные удачно развели либералов и консерваторов, хотя и тут не без вопросов: агрессивность проявляли консерваторы, а с акции в автобусах увезли либералов, которые за рамки закона если и выходили, то точно в меньшей степени, чем их оппоненты. Но есть ли гарантии того, что националистические группировки не перейдут от угроз к делу? Готовы ли правоохранители дать отпор в любой момент? Как вообще сочетаются с законодательством Грузии ультракрайние лозунги этих группировок, логотипы и прочая «атрибутика», напоминающие те, что были в ходу в середине – конце первой половины ХХ века в одной европейской стране, известной не только этим, но и мощнейшим вкладом в развитие цивилизации?
Таким образом, спустя несколько дней после молодежных волнений в Тбилиси очевидно пока одно: не только власть, но все общество оказалось перед вызовами, преодоление которых жизненно необходимо грузинской государственности.
комментарии(0)