Фото сайта bymedia.by
Закончился судебный процесс по второму уголовному делу против бывшего владельца завода «Мотовело» Александра Муравьева. Приговор будет объявлен 30 мая. Этот процесс наряду с другими аналогичными способен нанести серьезный урон бизнес-климату Белоруссии, полагают эксперты.
Гособвинение запросило для Александра Муравьева 3 года лишения свободы. Его обвиняют в неуплате налогов в сумме, эквивалентной 170 тыс. долл., по 4 компаниям – ЗАО «Мотовело Интер», СЗАО «Велосипедная компания МВЗ», СЗАО «Мотоциклетная компания Минск-Мото», ЗАО «МВЗ Техно». Пикантность ситуации в том, что в январе этого года бизнесмена уже приговорили к 11 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Забрали у него и акции «Мотовело». К слову, завод не так давно признан банкротом. В обвинении среди прочего фигурировала и статья об уклонении от уплаты налогов. Кому и зачем понадобился еще один судебный процесс, общественности не совсем понятно.
Во вторник в своем последнем слове Александр Муравьев назвал обвинения незаконными и необоснованными, а действия правоохранителей – нелогичными: «В данном судебном процессе, который сам по себе основан не на законе, мои законные права на защиту нарушены десятки раз. Я лишен права предъявить суду доказательства своей невиновности. Я лишен права предъявить суду доказательства, опровергающие обвинение. Суд ни разу не отреагировал на сведения и информацию о совершенных преступлениях органом, ведущим уголовный процесс». Бизнесмен перечислял суммы в десятки миллионов долларов, которые инвестировала его компания в белорусскую экономику, и масштабы потерь, которые вызваны его арестом и уголовными делами. Он напомнил, что сам и его компания вообще являются налоговыми резидентами другой страны – Австрии, и на этом фоне обвинения в неуплате налогов в Белоруссии выглядят совсем нелепыми.
Местные наблюдатели называют две возможные причины такого повышенного внимания к Муравьеву: рейдерский захват «Мотовело» с целью получения земельного участка в центре города, где находился завод. И эта версия уже получила подтверждение – завод признан банкротом, будет ликвидирован до 20 декабря, а его имущество выставлено на продажу. Вторая версия – личный конфликт с президентом Александром Лукашенко, который якобы не может простить бизнесмену то, что он не выполнил обещанное и не восстановил былую славу и былые объемы производства известного в советские времена завода. Правда, эксперты утверждают, что в тот момент, когда на завод пришел Муравьев, сделать это было уже невозможно. Ошибку власти сделали гораздо раньше, в 2007 году, когда не стали продавать предприятие стратегическому и профильному инвестору – итальянскому производителю мотоциклов «Каджива». С ним у белорусского мотоцикла «Минск» могла быть другая жизнь.
Местные экономисты больше склоняются к тому, что в основе этого уголовного дела и аналогичных ему – неграмотная и недальновидная экономическая политика власти, которая выдерживается на протяжении 24 лет пребывания у власти Лукашенко. Главная ее ошибка, по мнению экспертов, – ставка на госсобственность и, как следствие, высочайший уровень коррумпированности, а также директивный характер – все решения принимаются наверху, людьми, далекими от производственных реалий. Однако, когда выясняется, что выполнить эти решения невозможно, стрелочники быстро находятся «внизу». Отсюда огромное количество уголовных дел в отношении директоров предприятий.
В последний год в белорусской реальности новый тревожный тренд – руководители предприятий, не желающие становиться очередной жертвой системы правосудия, кончают самоубийством. Так, весной прошлого года повешенным в цехе предприятия нашли заместителя директора компании «Интеграл-транс-сервис» Александра Пищика. Трагедии предшествовал конфликт с руководством. В апреле этого года общественность была шокирована самоубийством председателя агрохолдинга «Купаловское» Дмитрия Василевского. Его нашли повешенным в лесу. Он должен был выполнить поручение Лукашенко и создать некий образцово-показательный холдинг, однако денег на это не получил. Решение президента проверить хозяйство Василевский воспринял болезненно. Наконец, совсем недавно, в начале мая, повешенной в цеху предприятия нашли директора «Бобруйск молоко» Татьяну Корнилову. По словам коллег и родственников, накануне на складе предприятия была обнаружена недостача продукции, а директор «слишком близко все принимала к сердцу».
Эксперты говорят о том, что белорусская система госуправления выстроена по принципу «потемкинских деревень», на приписках, откатах и очковтирательстве. Как результат, уголовные дела в отношении тех, кто сильно зарвался, и личные трагедии тех, кто «принимает все близко к сердцу». Не работать с государством в Белоруссии практически невозможно: 80% – это госсектор. В этой ситуации, по мнению экспертов, планы власти создать лучший в мире бизнес-климат (об этом говорил Александр Лукашенко в своем очередном Послании парламенту) обречены на провал. «Кто еще хочет инвестировать в Беларусь?» – задаются аналитики риторическим вопросом, комментируя исход дела Александра Муравьева.
Минск
комментарии(0)