Министр юстиции Тея Цулукиани раскритиковала работу парламентской комиссии. Фото с сайта www.justice.gov.ge
Заза Саралидзе и Малхаз Мачаликашвили, потерявшие в разных обстоятельствах своих сыновей, объявили голодовку около здания парламента в Тбилиси, требуя его отставки, а также правительства в течение 24 часов и проведения досрочных выборов в высший законодательный орган страны. Они выразили полное недоверие властям Грузии, «покрывающим убийц сыновей», и призвали грузинское общество поддержать их «в стремлении добиться справедливости».
К очередному проявлению активности Зазу Саралидзе, похоже, подтолкнул доклад временной парламентской комиссии по расследованию обстоятельств гибели двух школьников 1 декабря прошлого года. Депутаты выявили важные детали, почему-то выпавшие из официального расследования, и в своем заключении фактически обвинили прокуратуру в недобросовестной работе. Впрочем, на заключительном этапе комиссия распалась на две группы – оппозиционных и провластных депутатов, и это заключение больше отражало мнение оппозиционеров, чем стало плодом совместной деятельности.
Представитель власти, министр юстиции Тея Цулукиани, предъявила претензии к работе комиссии, назвав ее далекой от совершенства. Она заметила, что оппозиция критиковала власть якобы за «укрывательство реальных убийц Давида Саралидзе», однако в заключении комиссии также отсутствует фамилия предполагаемого убийцы.
Именно это обстоятельство опять подорвало веру Зазы Саралидзе в справедливость. «Мы не только отцы убитых сыновей, а сами стали жертвами системы, – заявил он, объявляя о голодовке и требовании об отставке властей. – Обращаюсь ко всем гражданам – присоединяйтесь».
«НГ» неоднократно писала о трагедии, произошедшей 1 декабря 2017 года, когда в центре Тбилиси в групповой драке подростков были убиты два школьника. Неудовлетворенный итогами расследования и судебным вердиктом Заза Саралидзе с помощью гражданских активистов и части политической оппозиции устроил многодневные митинги с требованием наказать реального убийцу сына (см., в частности, «НГ» от 03.06.18).
Волнения привели к отставке главного прокурора Грузии, привлечению к ответственности высокопоставленных сотрудников прокуратуры и стали одной из косвенных причин последующей отставки всего правительства страны. Тогда же с властями была достигнута договоренность о создании парламентской комиссии, и Саралидзе взял паузу. Однако итоги ее работы также разочаровали его, и он снова прибег к радикальным требованиям.
Все это время рядом с Зазой Саралидзе находился и продолжает находиться Малхаз Мачаликашвили – житель Панкисского ущелья, населенного этническими чеченцами. С ним ситуация не столь однозначная. Его сын погиб в ходе антитеррористической операции силовых структур страны. Впоследствии спецназовец, застреливший Темирлана Мачаликашвили, заявил, что тот готовился взорвать гранату, а потому он произвел упреждающий выстрел, ставший роковым для 18-летнего парня.
Малхаз Мачаликашвили обвинил силовые структуры в превышении полномочий и напрочь отверг вероятность причастности своего сына к группе ликвидированного к тому времени в Тбилиси международного террориста Ахмеда Чатаева (см. «НГ» от 22.11.17). Однако представители правоохранительных органов Грузии в специальном сообщении проинформировали, что с помощью специалистов ФБР расшифровали данные мобильных телефонов ликвидированной группировки Чатаева и получили доказательства того, что какие-то связи у погибшего Мачаликашвили с террористом все-таки были. Впоследствии Малхаз Мачаликашвили неоднократно вызывался в МВД для дачи показаний. В последний раз – дней 10 назад.
«Я категорически требую наказания тех сотрудников силовых структур, которые спланировали операцию, в результате которой погиб мой сын. Также требую, чтобы раз и навсегда и его самого, и меня перестали связывать с какими-то террористическими группировками», – заявил он, присоединяясь к Зазе Саралидзе.
Удастся ли Мачаликашвили и Саралидзе поднять новую волну общественного недовольства, пока непонятно. Первый день их акции оказался не очень многолюдным. Возможно, из-за ощутимого похолодания и дождя в Тбилиси. С большой долей вероятности можно предположить, что политическая оппозиция, в первую очередь бывшая партия власти «Единое национальное движение» (ЕНД), окажет им поддержку. Власти опять оказались в затруднительном положении – история гибели и Давида Саралидзе, и Темирлана Мачаликашвили, равно как и попытки их родителей добиться справедливости, давно обрела международный резонанс.
Одновременно власти получили удар с другого направления. Сотрудники телеканала «Иберия» объявили о давлении властей на финансирующую их работу компанию «Омега групп» с целью отчуждения самой «Иберии». Журналисты провели протестное шествие и устроили предупредительную забастовку, на несколько часов прервав вещание. Сегодня они планируют встретиться с президентом Грузии Гиоргием Маргвелашвили, который, по их словам, «всегда уделял огромное внимание свободе слова». «Войну с прессой никто никогда не выигрывал, поэтому обречено и грузинское правительство, если не одумается», – заявляют сотрудники «Иберии».
У властей, однако, прозаическое объяснение причины давления на «Омега групп» – компания, занятая в табачном бизнесе, утверждает Министерство финансов, задолжала в бюджет более 50 млн лари (около 20 млн долл.), поэтому на ее деятельность наложены ограничения, а свобода слова – ни при чем.
комментарии(0)