Саломе Зурабишвили призвала церковь не вмешиваться в дела государства. Фото с сайта www.president.gov.ge
Президент Грузии Саломе Зурабишвили в интервью телеканалу «Рустави-2» выразила готовность к прямым переговорам с Москвой, если в этом возникнет необходимость, и подчеркнула, что всегда являлась сторонницей диалога. Она также подтвердила информацию МИД РФ о том, что незадолго до войны, в августе 2008 года, Москва и Тбилиси вели переговоры о создании совместного антитеррористического центра на месте выводимых из Грузии российских военных баз.
Саломе Зурабишвили, касаясь вопроса российско-грузинских отношений, отметила, что в отношениях между государствами на определенных этапах стоит вопрос выбора между войной и диалогом. «Я всегда была и буду сторонницей диалога. Но диалог не должен вестись ради диалога», – заявила она, подтвердив готовность к этому, если будет необходимо. По ее словам, отношения между Россией и Грузией исторически складывалась позитивно именно тогда, когда стороны вели откровенный разговор, не лукавя. Она подтвердила недавнее заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова о том, что на месте выводимых из Грузии российских военных баз должен был быть создан антитеррористический центр. «Это правда, – сказала Зурабишвили. – Но упущена одна важная деталь – российско-грузинский антитеррористический центр должен был быть создан с участием НАТО. А это уже совершенно иной формат, который в итоге не сложился. Возможно, в будущем этот формат станет востребованным». Президент, подчеркнув, что страна стремится к ровным отношениями по всем направлениям, свой выбор уже совершила: «Вступление в ЕС – безальтернативная цель. Мы должны быть готовы сегодня к тому, что завтра может быть оформлено институционально. Только заявлений о том, что мы хотим в ЕС, недостаточно».
Она признала наличие шероховатостей в отношениях с Западом, в частности выразившихся в настойчивых требованиях к властям Грузии освободить политзаключенных – бывшего мэра Тбилиси Гиги Угулава и экс-министра обороны Ираклия Окруашвили. Зурабишвили, подписавшая акт об их помиловании, заявила, что они не являлись политзаключенными, и если Запад их считал таковыми, то из-за недостатка информации, а это следствие плохой работы грузинских дипломатов, аккредитованных за рубежом. При этом президент отказалась считать акт о помиловании результатом давления Запада: «Это был осознанный с моей стороны шаг ради стабильности в Грузии, ради того, чтобы страна подошла к парламентским выборам в октябре нынешнего года в нормальном состоянии». Она опровергла заявления ряда представителей правящей «Грузинской мечты» (ГМ) о том, что вопрос освобождения Угулава и Окруашвили не был согласован с ними.
В ходе интервью Зурабишвили коснулась отношений Грузии и Украины, ухудшившихся после назначения экс-президента Михаила Саакашвили, обвиняемого на родине в совершении ряда преступлений и объявленного в розыск, на государственную должность. По ее мнению, Киев должен был поставить в известность Тбилиси по дипломатическим каналам, как того требует этикет. В таких условиях отзыв посла Грузии в Украине для консультаций является нормальной реакцией грузинской стороны.
Отношения государства и церкви стали, пожалуй, самой неожиданной частью интервью Саломе Зурабишвили. В Грузии не принято критиковать церковь – самый авторитетный институт страны последних лет. Президент нарушила эту традицию. Засвидетельствовав почтение к церкви и католикосу Илии II, Зурабишвили назвала недопустимым вмешательство церкви в дела государства. Именно так она трактует заявления и действия ряда высокопоставленных священников в период эпидемии COVID-19. Президент назвала вопиющими «советы» духовных лиц избегать вакцинации: «Пора прийти в чувство».
комментарии(0)