В Белоруссии почтили память жертв Хатыни. Фото со страницы Госпогранкомитета Белоруссии в Twitter
В Белоруссии прошел День памяти жертв Хатыни. Это был повод не только вспомнить о трагедии, но и в очередной раз подтвердить однозначность оценок, которые дают белорусские власти прошлому. И некоторым событиям настоящего. В сопредельных странах все не так бесспорно.
В Белоруссии День памяти жертв Хатыни – это день общенациональной скорби. Ежегодно проводятся масштабные общегосударственные мероприятия. Их цель – обеспечить преемственность памяти, преемственность оценок прошлого.
Выступая в Мемориальном комплексе «Хатынь», глава администрации президента Игорь Сергеенко заявил: «Сегодня как никогда актуально из прошлого звучат слова одного из немногочисленных участников, уцелевших в той хатынской трагедии, Иосифа Каминского, сказанные им при открытии мемориала 5 июля 1969 года: «Люди, не допустите больше такого».
Действительно, слово «Хатынь» стало синонимом абсолютной бесчеловечности, синонимом геноцида. 79 лет назад гитлеровцы сожгли 149 жителей этой маленькой деревни, в числе которых было 75 детей.
Впрочем, белорусские власти не только чтят память невинных жертв, но и проводят аналогии с днем сегодняшним.
Александр Лукашенко в своем обращении, посвященном дню скорби, в частности, заявил: «Факты, о которых мы нечасто говорили, чтобы сберечь души послевоенных поколений братских – белорусского, украинского, русского – народов, делают память о зверской расправе над беззащитными стариками, женщинами, детьми и младенцами еще больней. Вся дикость в том, что наряду с немецкими фашистами роль палача взял на себя 118-й батальон, состоящий из присягнувших на верность агрессору украинских коллаборационистов. Тех самых, чья кровавая деятельность вдохновляет современных неонацистов, истребляющих своих сограждан на юго-востоке Украины за их этническую принадлежность».
Обо всех этих преступлениях следует помнить для того, чтобы они не повторились. Но сегодня историческая память в Белоруссии и Украине формируется в рамках сущностно разных подходов.
Если Минск утверждает преемственность всех этапов истории страны, включая советский, то в сопредельных странах действуют специальные структуры, чья задача – переоценка событий прошлого. Так, в Украине по аналогии с подобным польским учреждением в 2006 году был создан Институт национальной памяти (УИНП).
Именно им был подготовлен закон «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов на Украине и запрете пропаганды их символики». Деятельность института оценивается неоднозначно. Так, в обращении лидеров 29 общин и общественных еврейских организаций выражалась озабоченность, которая «относится, в частности, к безответственным действиям УИНП и его руководства, которые при помощи других органов и организаций, ряда СМИ, научных институций пытаются стереть из нашей общей истории трагические страницы, связанные с антисемитской деятельностью Организации украинских националистов (ОУН) (запрещена в РФ), Украинской повстанческой армии (УПА) (запрещена в РФ) и ее лидеров».
Темы, связанные с преступлениями прошлого, для всех народов, ставших их жертвами, крайне болезненны. Тем осторожнее нужно быть, вынося исторические суждения, а особенно экстраполируя эти оценки на сегодняшний день.
Израильский политолог Авигдор Эскин так прокомментировал «НГ» тенденцию находить аналогии между трагедиями прошлого и современностью: «Если мы проводим исторические параллели с нацизмом, то не забудем плоды его деятельности – около шестидесяти миллионов убитых во Второй мировой войне. Когда мы обсуждаем Холокост, стоит напомнить, что речь идет об истреблении шести миллионов невинных людей только по причине принадлежности к народу Израиля. Таким образом, любые попытки аналогий с нацизмом в контексте каких-то иных военных действий относятся к категории фальсификации истории, а не к должным историческим урокам».
«Более того, использование образов Второй мировой войны в таком контексте мешает лидерам принимать рациональные решения. Реальность сменяется определениями из прошлого, сбивающими с толку не только потребителей СМИ, но и тех, кто отдает приказ. Исторические параллели приветственны, когда приводят к уточненному пониманию действительности. А сегодня иногда обращение к нацистской тематике приводит к утере связи с реальностью. А где-то на обочине зреет угроза глорификации убийц того времени. Мы никогда не будем отождествлять или сравнивать НКВД с нацистами, но отказ от восхваления и тех, и тех был бы правильным выводом из кровопролитных ужасов прошлого. И в том же контексте: к урокам прошлого относится трепетное отношение к безвинным жертвам. Лжеаналогии опасны в эти дни не только глумливой фальшью, но и утерей всех ориентиров», – резюмировал эксперт.