Шавкат Мирзиёев объясняет гражданам, что стране нужны инвестиции. Фото с сайта www.president.uz
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 17–18 августа посетит Саудовскую Аравию с государственным визитом по приглашению короля Сальмана бен Абдель-Азиз Аль Сауда. Ташкент подготовил для саудовских бизнесменов инвестиционный пакет по ряду направлений: зеленая экономика, высокие технологии и цифровизация, инновации, малый бизнес и предпринимательство. Саудовская Аравия преследует цель закрепиться в регионе Центральной Азии, которая представляет интерес различными торговыми и транзитными путями.
Визит президента Шавката Мирзиёева станет для него первым в Королевство Саудовской Аравии (КСА) за последние 30 лет. Тогда как главы соседних центральноазиатских стран довольно активно посещают королевство.
К примеру, месяц назад в Джидде – экономической столице Саудовской Аравии – побывал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Он получил не только многомиллионные инвестиции, но поддержку самого крупного государственного суверенного инвестиционного фонда Саудовской Аравии, который изъявил желание работать с казахстанскими фондами «Самрук-Казына» и «НУХ Байтерек». Казахстанские эксперты назвали достигнутые договоренности шансом для Казахстана на получение понятных и интересных инвестиций, в которых так нуждается страна. Токаев, в свою очередь, пообещал долгосрочные поставки пшеницы, муки и масличных культур, которые ранее Саудовская Аравия покупала у Украины.
В Ташкенте также надеются привлечь саудовские капиталы в развитие ряда отраслей Узбекистана. Ожидается, что по итогам переговоров в Джидде будет подписан большой пакет экономических соглашений. Впрочем, бизнесмены КСА довольно успешно осваивают Узбекистан, особенно в сфере энергетики – общая стоимость проектов в этой отрасли составляет более 2,5 млрд долл. Саудовский фонд развития профинансировал 10 других проектов на сумму более 300 млн долл. С участием саудовского капитала в республике работают 36 совместных предприятий. В Ташкенте рассчитывают на развитие сотрудничества, увеличение товарооборота, тем более что условия и потенциал для этого есть. У Шавката Мирзиёева запланированы также переговоры с руководителями международных структур – Организации исламского сотрудничества и Исламского банка развития.
Немаловажной составляющей визита для глав государств мусульманских стран, если не основной, является посещение Мекки и Медины – главных исламских святынь. Для Токаева во время малого хаджа в Мекку открыли двери в Каабу (святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Большой мечети Мекки). Это свидетельство особой чести. У Шавката Мирзиёева также запланирован хадж в Мекку и Медину.
Саудовская Аравия, удерживая статус покровителя исламской религии, уделяет этому вопросу повышенное внимание. После распада СССР в республиках с преимущественно мусульманским населением КСА на собственные средства строит мечети, школы, больницы – это ее «мягкая сила».
«Для Саудовской Аравии Центральная Азия – регион мусульманский, который имеет общую религиозную основу для сотрудничества. Эта тема всегда оставалась одной из самых активных и успешных в отношении региона с королевством. Строительство мечетей при участии саудовских инвесторов, хадж (посещение Мекки и Медины. – «НГ») являются важным инструментом взаимодействия политических контактов с руководством центральноазиатских государств», – сказал «НГ» старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин. Однако, по его мнению, важнее ответ на вопрос: может ли стать Саудовская Аравия альтернативным инвестором для стран Центральной Азии, тем более что королевство постепенно переориентируется с Запада на Восток.
«Начался процесс дистанцирования КСА от США и переход на более тесное сотрудничество с Китаем. Пример – продажа нефти Китаю за юани. Это существенный шаг, который показывает, что КСА в целом готова занимать достаточно сбалансированную позицию на международной арене. У центральноазиатских государств появилась новая возможность диверсифицировать свою внешнюю политику, не изменяя курса многовекторности. Тем более что особых геополитических противоречий у КСА с Китаем нет, соответственно нет рисков для более тесного сотрудничества, чего нельзя сказать о проектах, связанных с западными странами. Они всегда под пристальным вниманием и России, и Китая», – считает Притчин.
По его словам, в странах Центральной Азии заинтересованы в приходе саудовских инвесторов, потому что современные фонды КСА достаточно объемные и есть возможность вкладывать средства в производства. Другое дело, что не всегда странам региона удается сформировать пакеты инвестпроектов. Для Ташкента было бы интересным привлечь саудовские инвестиции в строительство транспортных маршрутов через Афганистан под предлогом того, что Узбекистан мог бы поставлять свою продукцию в КСА, при условии, что дороги будут доведены до портов Индийского океана.
«Для Туркменистана таких возможностей меньше, поскольку основные маршруты идут через Иран. Это и Лазуритовый коридор на Оман, и ряд других проектов. Но у стран Персидского залива отношения с Ираном не совсем благоприятные, поэтому и эти маршруты пока не востребованы. Однако ситуация может измениться, поскольку Эр-Рияд предпринимает усилия по налаживанию контактов с Тегераном, что в будущем благоприятно скажется на диверсификации поставок центральноазиатских товаров в КСА», – считает эксперт.
Станислав Притчин также напомнил, что туркменский газовый проект TAPI саудовцы рассматривают как конкурентный, поскольку планируемые рынки Пакистана и Индии – традиционные для саудовской нефти и газа. «На этом поле есть определенное противоречие, но на основе исламской близости и общего экономического пространства точки соприкосновения и совместные интересы есть», – полагает эксперт.
По его мнению, России – традиционному инвестору в Центральной Азии – вряд ли стоит беспокоиться, что КСА может ее потеснить в регионе. «Если фундаментально рассматривать накопленный пакет прямых инвестиций в региональные проекты, пакет совместных предприятий, рост торговли параллельного импорта, то с уверенностью можно сказать, что КСА полноценной заменой, несмотря на свои экономические ресурсы, стать не может – ни в силу географической удаленности, ни в силу предложений по инвестициям», – отметил Притчин.