Светлана Тихановская называет свой кабинет министров в изгнании правопреемником Рады Белорусской народной республики. Фото из Telegram-канала Светланы Тихановской
Объединенный переходный кабинет Беларуси заявляет о своей преемственности по отношению к досоветскому правительству страны – Раде БНР. Эта легитимность нужна Тихановской и ее сподвижникам для того, чтобы зафиксировать свой статус белорусского правительства в изгнании. Между тем КГБ заявляет, что Переходный кабинет ведет работу по созданию «очагов напряженности» среди студентов, и грозит ответными мерами. Тем не менее, несмотря на активность оппозиционных структур, эксперты фиксируют уменьшение их шансов на победу.
Оппозиционный Переходный кабинет Светланы Тихановской в своем Telegram-канале заявил о преемственности по отношению к Раде Белорусской народной республики. Констатируется, что «Рада представляет демократическую Беларусь уже более 100 лет». Этот орган власти был сформирован в марте 1918 года, но реально руководил Беларусью всего несколько месяцев – пока сама Белорусская народная республика не была ликвидирована Красной армией. На сегодня это самое старое в мире правительство в изгнании.
Переходный кабинет констатирует: «С 1919 года Рада БНР действует в эмиграции, являясь одной из самых представительных белорусских организаций зарубежья. Члены Рады БНР убеждены, что после демократических перемен Беларусь должна стать преемницей исторической традиции БНР. Руководство Объединенного переходного кабинета Беларуси разделяет цели Рады БНР и с начала своей деятельности поддерживает постоянные контакты с членами Рады, которые еще в 2020 году от имени демократических сил начала Светлана Тихановская».
В качестве примера взаимодействия сообщается: «23 октября во время своего визита в Прагу представитель кабинета Алина Ковшик провела встречу с первым заместителем председателя Рады БНР Сергеем Наумчиком и телефонный разговор с председателем Рады БНР Ивонкой Сурвиллой».
А 24 октября министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу вручил Светлане Тихановской копию найденного в архивах документа о признании Радой БНР независимости Эстонии. Видимо, подразумевается, что тем самым признано правопреемство.
В сообщении кабинета констатируется, что структура «планирует наладить постоянное взаимодействие с Радой БНР ради общих целей – освобождения Беларуси и возвращения на родину изгнанников».
Между тем за деятельностью кабинета в Белоруссии бдительно следит КГБ. Об этом в среду сообщил первый заместитель председателя этого органа Сергей Теребов на встрече с трудовыми коллективами Гомельской области. Серия подобных мероприятий сейчас проходит на многих предприятиях республики. Президент Александр Лукашенко поручил ответственным работникам проинформировать население «по вопросам складывающейся военно-политической обстановки в стране и за рубежом».
И представитель КГБ проинформировал: «Политэмигрантские центры продолжают деятельность по развитию своего политического проекта – так называемого Объединенного переходного кабинета – и обеспечению его признания и финансирования Западом в качестве правительства в изгнании. Цель здесь одна – лишение легитимности действующей власти и оправдание терактов и диверсий».
Он предостерег собравшихся от наивного участия в кажущихся невинными дворовых сообществах и сетевых объединениях. Теребов пояснил: «Реальными целями является не проведение чаепития во дворах и решение вопросов покраски скамеек. В числе их задач – поиски и объединение радикально настроенных лиц, втягивание добропорядочных граждан в противоправную деятельность, склонение к бессмысленным протестам ради протестов».
Зампред КГБ сообщил: «Буквально с ноября-декабря начнется очередное раскачивание темы, сопряженное с созданием очагов социальной напряженности в студенческой среде. Это очередной шаг, который мы ожидаем в ближайшее время». Но органы к этому готовы и не дадут внести в общество раскол.
Интернет-портал Маланка.Медиа приводит анализ ситуации от политолога, основателя «Центра новых идей» Рыгора Астапени. Его выводы довольно неутешительны для перспектив оппозиции.
Эксперт отмечает: «Возможности демократических сил сейчас значительно меньше, чем в 2020-м, и продолжают уменьшаться. Многие тезисы активной части гражданского общества, как и понимание динамики белорусской политической системы, были ошибочными. Чаяния демсил на свержение Лукашенко с помощью некой «палочки-выручалочки», которая здесь и сейчас изменит все, заканчивались ничем».
Политолог констатирует: «В итоге мы попали в ситуацию, когда оторвались от реальности настолько, что теперь не можем встроиться ни в один сценарий политического кризиса».
Например, сегодня практически нереально использовать для перелома ситуации в свою пользу выборы. Эксперт уверен: «Референдум в феврале 2022-го четко показал, какие сейчас будут все последующие выборы. В условиях устрашения общества, даже если в Беларуси появится самый популярный политик, он банально не сможет собрать подписи, так как люди просто побоятся их оставлять».
Астапеня перебирает целый ряд сценариев возможного кризиса и демонстрирует проблематичность использования их оппозицией в своих интересах. Он иронизирует, что самая популярная надежда: «Оно само как-то развалится». Но эксперт отмечает: «Этот сценарий не учитывает огромной группы тех, для кого сохранение политической системы является вопросом собственной жизни, ради которой они готовы забирать много жизней других. Соответственно и чаяния на силовой вариант выглядят странно – если с той стороны есть сотни (если не тысячи) способных убивать, то сколько есть таких с другой?»
Тем не менее аналитик считает, что все это не повод для пессимизма. Главное – адекватно воспринимать реальность и не заниматься самообманом.