Александр Лукашенко обсудил с членами кабинета итоги общественного обсуждения важных законов. Фото с сайта www.president.gov.by
С 24 октября по 2 ноября в Белоруссии проходило общественное обсуждение проектов законов «Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь» и «О Всебелорусском народном собрании» (ВНС). Согласно официальным данным, граждане с энтузиазмом участвовали в этом процессе. Между тем представители оппозиции уверены, что эти новации призваны защитить власть от любых неожиданностей и исключат из выборного процесса реальную конкуренцию.
В Белоруссии 2 ноября завершается общественное обсуждение новых законопроектов, которые призваны оказать серьезное влияние как на избирательный, так и на законодательный процесс. Так, по официальной версии, проект закона «Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь» разработан в целях приведения норм избирательного законодательства в соответствие с Конституцией Республики Беларусь, а также совершенствования его положений с учетом практики применения. А Всебелорусское народное собрание призвано обеспечивать «незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие».
Организатором общественного обсуждения стала Палата представителей Национального собрания Белоруссии. Депутат этого органа Елена Потапова заявила интернет-порталу БЕЛТА: «Диалоговые площадки позволяют понять, насколько граждане ориентированы на личное участие в политической и гражданской жизни общества. В целом Всебелорусское народное собрание приобретает новый статус. В этой связи чаще всего граждан интересует статус делегатов ВНС. Всех интересуют полномочия, которыми будут обладать делегаты, как они будут иметь возможность их реализовывать. Конечно, у самых небезразличных граждан возникает вопрос, как можно стать делегатом ВНС».
Депутат отметила: «Всебелорусское народное собрание как высший представительный орган народовластия будет иметь очень широкие полномочия. И делегаты, которые станут работать на ВНС, будут иметь огромное влияние на жизнь страны».
Как сказано в проекте закона, численность ВНС составит максимум 1200 человек. Две трети его членов – представители властей: президент, депутаты Палаты представителей, сенаторы, премьер-министр, вице-премьеры, министры и другие члены правительства, представители местных властей и местных советов депутатов. Оставшиеся 400 человек – представители гражданского общества.
Политолог Александр Шпаковский убежден, что ВНС призвано сыграть в судьбе страны решающую роль. Эксперт, участвовавший в обсуждениях, отмечает: «Мы видим, что происходит сейчас с миропорядком, какая международная обстановка. Понятно, что в перспективе могут быть какие-то изменения, в том числе и в процессе управления Республикой Беларусь, и здесь ВНС даются стратегические полномочия. В определенном смысле мы возвращаемся к древней славянской, идущей еще со времен Полоцкого княжества, вечевой традиции. Потому что делегаты Всебелорусского народного собрания будут в основном от народа».
А вот представители оппозиции считают, что ВНС скорее призвано окончательно ликвидировать реальное народовластие.
Александр Шлык, эксперт по выборам офиса Светланы Тихановской, заявил интернет-ресурсу «Маланка. Медиа»: «Одной из самых важных вещей, которой ВНС будет заниматься, – это именно влияние на избирательный процесс. В то же время не очень понятно, как этот ВНС будет само по себе избираться».
Согласно новому закону, члены ЦИКа избираются ВНС по предложению президента и по предварительному согласованию с президиумом ВНС. «То есть тут надо задать себе вопрос: президиум ВНС будет в чем-то не согласен с президентом? Может ли президиум отклонить предложение президента или, например, ВНС выступит против его предложения? То есть нужно реально оценивать, может ли возникнуть конфликт между президентом и ВНС», – задается вопросом эксперт.
Между тем политолог Валерий Карбалевич на сайте белорусской редакции Радио «Свобода» дает следующий ответ: «Лукашенко боится выборов. Причем любых. Травма, полученная во время президентской кампании 2020 года, оказалась очень глубокой. Поэтому он опасается выборов вообще – как явления, как институции. И делает все возможное, чтобы выбора у белорусского народа не было».
Эксперт уверен: «О предосторожности Лукашенко свидетельствует прежде всего то, что все выборы (парламента, местных советов, Всебелорусского народного собрания) отложены либо перенесены им на 2024 год. Три с половиной года без выборов. Такого длительного безвыборного периода в Беларуси времен Лукашенко еще не было. Поэтому Лукашенко и говорит, что «это будет самая масштабная кампания», пройти она должна «по новым правилам». Почему «масштабная», понятно: ведь сразу три кампании планируется втиснуть в короткий промежуток времени. А вот что значит «по новым правилам»? Рискну предположить, что имеется в виду: без участия оппозиции. Как было в советские времена».
Но этим дело может не ограничиться. ВНС, похоже, уготована действительно фундаментально значимая роль. Политолог считает: «Второй признак страха Лукашенко перед избирательной кампанией проявляется в его размышлениях, что следовало бы не проводить всенародных президентских выборов вообще, а выбрать президента на Всебелорусском народном собрании. На китайский образец».