Светлана Тихановская выступила в защиту исторической памяти. Фото со страницы Светланы Тихановской в Twitter
На этой неделе белорусы отмечают Дзяды – дни памяти предков. Лидер оппозиции Светлана Тихановская выступила со специальным политическим обращением, призвав вспомнить погибших в борьбе за свободу. А ее коллеги по Объединенному переходному кабинету считают, что мало культивировать народные традиции, надо стремиться к полной белорусификации общества и тесному союзу с Украиной. Однако представители Киева в очередной раз отказали Тихановской в доверии.
Дзядов – дней поминовения у белорусов в году несколько. Но именно осенние считаются главными. Православные отмечают их в первую субботу перед 8 ноября (в этом году – 5 ноября). Католики – 2 ноября.
Светлана Тихановская выступила в связи с Дзядами со специальным обращением. Лидер оппозиции заявила: «Как и тысячи белорусов, тех, кто вынужден был покинуть родину, и тех, кого режим спрятал за решеткой, сегодня я не смогу посетить могилу своих дорогих бабушки и дедушки». Она призвала помянуть не только тех, кто по тем или иным причинам умер в заключении, но и белорусских добровольцев, павших на поле боя в Украине.
Тихановская подчеркнула: «В этом году Дзяды не только память о погибших, но и напоминание: две величайшие в мире ценности – человеческая жизнь и человеческая свобода – не могут существовать одна без другой. Мы видим, как просто режим может украсть то единственное, что у нас есть, – право быть живым. И в этот день мы сохраняем надежду в сердце на то, что белорусским матерям больше не придется плакать над могилами своих замученных детей».
Объединенный переходный кабинет Тихановской считает апелляцию к национальной памяти одним из инструментов политической борьбы. Неслучайно в состав этого органа недавно вошла бывшая журналистка Алина Ковшик, ставшая его представительницей по национальному возрождению. В интервью телеканалу «Белсат» она заявила, что видит свою главную задачу так: «Я надеюсь дожить до того времени, когда белорусский язык будет единственным государственным языком в Белоруссии. Когда на улицах наших городов люди будут разговаривать, а дети в школах будут учиться по-белорусски. И если мы будем гордиться, что мы – белорусы, говорить с гордостью «я из Беларуси», тогда скажу, что мы сделали свою работу. Но до этого большая дорога впереди».
При этом она не сторонник насильственных мер. Ковшик заявляет: «Заставлять говорить по-белорусски мы никого не будем, но создадим такие условия, когда пользоваться родным языком будет удобно, престижно, приятно. Государственный аппарат должен работать по-белорусски, другие сферы жизни также постепенно нужно переводить на белорусский язык. Возможно, будут определенные бонусы за быстрый добровольный переход на белорусский язык в работе».
Главным противником национального возрождения она считает действующего президента. Политик подчеркивает: «То, что вообще белорусы так мало используют родной язык, очевидно, результат долгих лет русификации, советизации и лукашенковской политики, когда белорусский язык принижали и постепенно выдавливали из разных сфер жизни».
Характерно, что на тех же позициях стоит и другой представитель кабинета – по вопросам обороны и безопасности – Валерий Сахащик. В беседе с ветераном национальной оппозиции, руководителем Консервативно-христианской партии Белорусского народного фронта Зеноном Позняком на том же канале он заявил: «Считаю, что из ряда ошибок, сделанных в 90-е годы, наибольшей стала та, что армию не перевели на родной язык. Так, если бы армия начала говорить по-белорусски, то, наверное, не остались бы в этой армии россияне, которые родились и выросли в России, для которых Беларусь ничего не значила никогда. А сейчас они – генералы. И у них нет ничего, что их объединяло бы с Беларусью. Они всю свою жизнь смотрят на восток, и будущее свое видят на востоке, и были бы очень рады, чтобы армия российская пришла навсегда в Беларусь».
Зенон Позняк в своих высказываниях был еще радикальнее. Он, в частности, заявил: «Мы видим, что происходит сейчас, когда национальная идея, национальное уважение, знание культуры, уважение самих себя не вошли в общество, вот что происходит – оккупация, белорусов не считают за людей».
Характерно, что Позняк, выказывая уважение к Сахащику как к возможному военному лидеру, скептически настроен по отношению к самой Тихановской. Он ориентирован на военный путь борьбы с действующей властью и уповает на помощь Украины.
И официальные представители этой страны также по-прежнему относятся к Тихановской без энтузиазма. Так, на днях депутат Верховной рады Украины от партии «Слуга народа» Богдан Яременко стал гостем программы сайта «Хартия 97» Studio X97. Он пояснил в эфире, почему украинские власти не спешат отвечать на призыв Тихановской о сотрудничестве: «А почему украинская власть должна как-то хорошо относиться к Тихановской? Почему? Есть какой-то белорусский политик, который наговорил глупостей в отношении Украины когда-то, который живет в Литве где-то. Что мы должны делать в связи с этим? Я просто не понимаю. Какие ожидания от нас?» И добавил: «Страна стоит на пороге того, что, извините, но мирным путем свергнуть власть Лукашенко там никому не удастся. И мы видели очень нерешительные действия Тихановской и ее окружения во время протестов, которые вносили раздор и, мне кажется, не помогали протестующим добиться своей цели. Мы слышим замечательно сейчас все проукраинские заявления, за которые спасибо, но несколько поздно. Нам бы хотелось услышать их от кандидата в президенты соседней страны, а не от беглого политика».