Александр Лукашенко дал указания аппарату перед встречей с союзниками. Фото с сайта www.president.gov.by
В понедельник в Минске пройдут переговоры между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко. Неожиданный визит в Белоруссию российского президента спровоцировал целый спектр прогнозов и предположений относительно его целей. Между тем сам Александр Лукашенко накануне встречи решил обозначить проблемные моменты в отношениях двух государств. А многие эксперты отмечают, что в то же время белорусский президент посылает сигналы Западу о том, что он не хочет сжигать мосты и стремится сохранить возможность для компромисса.
Информация об официальном визите президента России в Белоруссию спровоцировала накануне его переговоров с Александром Лукашенко, намеченных на понедельник, всплеск разнообразных, в том числе конспирологических, комментариев.
Лукашенко решил сыграть во всех смыслах на упреждение и провел накануне визита совещание с главами министерств и ведомств, на котором озвучил и свои ожидания, и свои претензии.
Президент подчеркнул, что речь пойдет о принципиальных вопросах: «Вопросы стратегии – прежде всего в сфере экономики. Да, мы будем говорить о военно-политической ситуации вокруг наших государств. Конечно, мы не уйдем от вопроса не только ВПК (там, где производят вооружения, боеприпасы и прочее), но мы будем говорить и об обороноспособности, безопасности нашего государства. Но главное – это экономика».
По словам Лукашенко, будут обсуждаться проблемные вопросы, возникшие при реализации 28 союзных программ. Глава Беларуси отметил: «Мы с президентом Путиным утвердили эти программы и поручили нашим правительствам, министрам, специалистам действовать в рамках этих программ. Как мне докладывают, реализовано под 60% всех мероприятий из этих программ. Это неплохие темпы. Но, реализовывая те или иные программы, наши правительства столкнулись с вопросами, которые они решить не могут. Не потому что они плохие специалисты, а потому что это вопросы президентов».
И особо подчеркнул: «Мы договорились полгода назад с Владимиром Владимировичем, что в конце года мы встретимся и решим все накопившиеся вопросы. Вот как у нас принято по-журналистски говорить, конспирология всех проблем и особенностей будущих наших переговоров».
И далее Лукашенко продолжил опровергать версии как раз конспирологов. Он, в частности, заявил: «Я вижу, сейчас нагнетается ситуация. Особенно после этих масштабных переговоров все будут говорить, что все: уже в Беларуси нет власти, здесь уже россияне пешком ходят и управляют страной. Еще раз хочу подчеркнуть эту особенность: никто, кроме нас, Беларусью не управляет».
От глобальных вопросов Лукашенко перешел к предметным претензиям в адрес Москвы. Например, он заявил, что до сих пор еще существует запрет со стороны России на поставки продукции около полусотни белорусских предприятий, в основном продовольственных. Президент подчеркнул: «Я вам должен сказать, что это и нашего правительства вина. Мы просто считаем: подумаешь, какие-то мелкие предприятия… А этого просто в принципе быть не должно. Это противоречит идеологии наших отношений».
Но, разумеется, все это не убедило оппозиционных комментаторов. Они именно так и решили: переговоры – очередной этап подчинения Беларуси воле Москвы.
Представитель Объединенного переходного комитета оппозиции Павел Латушко заявил на интернет-портале «Наша Ніва»: «Тот факт, что во время визита Путина в Беларусь на нашей территории находятся российские войска, техника, мобилизованные и проводятся военные учения, вызывает опасения. Фактически мы видим реализацию угрозы применения силы против Украины».
Политический обозреватель Александр Класковский на том же портале полемизирует с Латушко. Он не верит, что цель визита Путина полностью подчинить Лукашенко воле Москвы. Эксперт полагает: «Сейчас так называемые враги режима много пишут, что Лукашенко стал марионеткой, что Беларусь оккупирована, что он не имеет никакой самостоятельности, регулярно ездит на поклон к Путину в Сочи и Москву. А тут уже сам московский «царь» решил приехать, таким образом он выражает уважение и подчеркивает формальное равноправие».
И последние сигналы, которые подает Лукашенко, свидетельствуют скорее в пользу тех, кто считает, что президент Белоруссии не оставляет надежд прийти к компромиссу с Западом.
Политический аналитик Артем Шрайбман на интернет-ресурсе «Зеркало» отмечает: «Лукашенко смягчил позицию по своей инициативе поучаствовать в вывозе украинского зерна в балтийские порты. Если верить трактовке секретариата ООН, Минск больше не требует взамен на такой транзит допустить свой калий в литовский порт Клайпеда. Теперь это преподносится как «просьба», но не условие для транзита зерна через Беларусь». Эксперт полагает: «Сам факт смягчения позиции Минска показателен. Судя по всему, белорусские власти поняли, что в их положении шантажом ничего не добьешься. И поэтому стоит попробовать вернуть себе хоть какую-то щепотку репутации, не требуя ничего взамен за свои услуги. Любопытно, что при всем высказанном скепсисе ни Литва, ни руководство белорусских демократических сил не выступили резко против сделки».
Кроме того, Шрайбман считает, что таким же сигналом стал выбор кандидатуры нового министра иностранных дел. Сергей Алейник, бывший посол в Великобритании и Ватикане, рассматривается как человек, по крайней мере не чуждый Западу. Шрайбман подчеркивает: «Назначение Сергея Алейника министром иностранных дел – еще один недавний знак того, что Лукашенко не меняет мандат МИД, все-таки ожидает от него хоть когда-то хоть какой-то разрядки на западном векторе»