Фото Reuters
Непростая геополитическая ситуация, сложившаяся сегодня в мире, показала Кремлю, кто есть кто в среде наших союзников. Конечно, в большой политике нет места лирике – дружба тут бывает только на взаимовыгодных условиях. Сегодня Казахстан – одна из тех стран, которую некоторые наши соотечественники критикуют за многовекторность, но стоит ли делать поспешные выводы и записывать в стан врага одно из немногих государств, которое остается честным своим договоренностям и заверениям?
Наши соседи, с которыми мы имеем одну из самых продолжительных сухопутных границ мире, в последнее время становятся объектами нападок со стороны экспертного и политического сообщества нашей страны. Причина – Казахстан, в отличие от Беларуси, воздерживается открыто поддерживать Россию, но фактически остается одним из ее наиболее последовательных партнеров.
В январе 2022 года Казахстан потрясла так называемая «январская трагедия» - начавшиеся из-за поднятия цен на сжиженный газ мирные митинги на традиционно «шумном» западе страны переросли в беспорядки по всей республике. Внешние и внутренние деструктивные силы воспользовались ситуацией и предприняли попытку государственного переворота, закончившуюся победой президента Касым-Жомарта Токаева, который попросил ОДКБ ввести миротворческие войска уже после того, как Астана переломила ситуацию и стала «давить» заговорщиков.
Начиная с распада Советского Союза Казахстан был самым предсказуемым и надежным союзником и партнером России. Правивший страной 30 лет Нурсултан Назарбаев всегда подчеркивал важность братских отношений между Москвой и Астаной: все президенты нашей страны, в свою очередь, строго уважительно отзывались о казахстанском лидере. Нам всегда было не сильно важно, что творится внутри Казахстана – гораздо важнее было сохранять наши двусторонние отношения, которые всегда были практически идеальными.
Тем не менее, в Казахстане за период независимости накопилось огромное количество проблем, связанных с клановостью, олигополией, тотальной коррупцией и кумовством. Злые языки поговаривают, что последние лет десять своего правления Нурсултан Назарбаев был окружен придворными льстецами, которые фактически держали казахского лидера в информационном вакууме. В Казахстане это окружение называют Семьей, состоящей из родственников и близких экс-президента, которые, усыпив его бдительность, фактически поделили богатейшую страну между собой, обобрав народ, у которого к прошлой власти накопилось огромное количество вопросов.
Именно эти системные проблемы, а плюс в отдельном моменте неадекватная оценка намерений центров влияния в стране и переоцененность Назарбаевым своего личного влияния стала базовой причиной случившегося политического кризиса в январе 2022 года. Будучи убежденным государственником по сути, но обманутым ближайшим окружением по факту, Назарбаев в 2019 году передал власть спикеру Сената Касым-Жомарту Токаеву, блестяще образованному дипломату и потомственному интеллигенту, равноудаленному от всех финансовых и политических акторов в стране. Нужно подчеркнуть – первый президент Казахстана сделал это вопреки многолетним уговорам дочерей, зятьев, братьев, племянников, связанных с семьей политиков. При этом значительную часть полномочий Назарбаев оставил за собой, продолжая быть самым влиятельным человеком в Казахстане. Это Лидер казахской нации называл – «мягким политическим транзитом».
Стремление такого же государственника Токаева, только вообще независимого от родственников и кланов, исполнять в полной мере функции главы государства и переоценка уровня контролируемости элит Назарбаевым привели к январской трагедии. Чувствуя, что Назарбаев готов передать все властные рычаги Токаеву, намеревавшемуся проводить реформы и бороться с олигополией, члены Семьи дождались момента и попытались свергнуть законного президента. Но в итоге он только усилился и быстрее задуманного срока взял полную власть в свои руки. Расчет на то, что Токаев испугается беспорядков и покинет страну, к чему его и подводили изначально организаторы переворота, не сработал.
Вся эта длинная хронология нужна для того, чтобы мы понимали и адекватно оценивали бойцовские качества президента соседнего и традиционно дружественного нам государства. За исключительно интеллигентной внешностью казахского президента скрывается принципиальнейший политик, который будет до конца отстаивать интересы Казахстана, что он уже не раз демонстрировал в разных ситуациях, в том числе, в компании самых влиятельных парней мира. На Петербургском экономическом форуме в 2022 году, в присутствии Владимира Путина, Токаев прямо сказал о том, что Казахстан не признает ДНР и ЛНР, но при этом Казахстан строит долгосрочные планы по партнерству с Россией. А затем обратился к Путину с просьбой разобраться с теми, кто позволяет некорректные высказывания в сторону Казахстана.
Думается, для Владимира Владимировича такая позиция Токаева не была сюрпризом, и наш президент отнесся к словам казахского лидера с подчеркнутым уважением и спокойствием. И это был скорее совместный месседж оголтелым критикам Казахстана, которые разжигают вражду, от обоих глав государств: «Не ссорьте нас, мы без вас все знаем!». Модерирующая данную сессию Маргарита Симоньян после этого про Казахстан резко не высказывалась, как ранее, также как и ее супруг Тигран Кеосаян.
Более того, допустивший недавно на своем шоу некорректные высказывания в сторону Казахстана со стороны экспертов Владимир Соловьев был вынужден публично извиняться за допущенные в программе «эмоции». Казахов, мол, мы любим и уважаем. Видимо, не без совета из Кремля, где в отличие от некоторых коллег, понимают, насколько важно сейчас сохранить добрососедские отношения с Казахстаном.
Безусловно, своей независимостью и стойким намерением проводить международную политику, ставя во главу угла безопасность и интересы Казахстана, Токаев давно стал действенным раздражителем для экспертного и политического сообщества в нашей стране. Давайте признаем - холодная учтивость дипломата Токаева совсем не то же самое, что открытое дружелюбие Назарбаева. И она нередко становится триггером для того, чтобы в российском экспертном и медиасообществе начали появляться антиказахские высказывания и угрозы.
Данная реакция на слова и позицию президента Казахстана политически инфантильна. Для информационной пропаганды в нашей стране порой необходим свежий внешний враг, или хотя бы предатель. Именно к этому апеллируют некоторые эксперты и политики, делая резкие заявления о том, что казахи пытаются усидеть одновременно на нескольких стульях. Создавая и придумывая новый негативный образ, наши медиа создают себе комфортные условия для работы. Все это имеет серьезные последствия, которые лидеры стран иногда вынуждены обсуждать на самом высоком уровне.