Президенты Азербайджана Ильхам Алиев и Турции Реджеп Тайип Эрдоган обсудили ситуацию в Нагорном Карабахе. Фото Reuters
Суд Еревана в понедельник арестовал на месяц сына экс-президента Армении Роберта Кочаряна Левона. Его обвиняют в избиении четырех полицейских. Адвокаты назвали решение армянской Фемиды правовым беспределом. Дело в том, что 22 сентября Левона госпитализировали с черепно-мозговой травмой, которую он получил при задержании. Медики оценивают состояние сына экс-президента как средней тяжести.
Напомним, протесты в Армении начались 19 сентября, когда Азербайджан начал так называемую контртеррористическую операцию в Нагорном Карабахе. Оппозиция сформировала «национальный комитет», который координирует действия по отстранению премьер-министра республики Никола Пашиняна от власти. Сам глава правительства утверждает, что его противники участвуют в гибридной войне против Еревана, намекая при этом на Москву.
В Москве в связи с этим заявили, что армянский премьер позволяет себе неприемлемые выпады, которые не вызывают ничего, кроме отторжения. Как сказано в сообщении ведомства, Пашинян пытается переложить ответственность за провалы во внутренней и внешней политике с себя на Москву. При этом Россия всегда была верна союзническим обязательствам и уважала армянскую государственность.
По данным МВД Армении, всего к полудню 25 сентября были задержаны 168 участников протестов. При этом силовики не церемонятся с активистами, в том числе их душат и бьют прямо на улице. Замглавы МВД Армении Арам Ованнисян назвал подобные публикации СМИ плодом больного воображения журналистов. По его мнению, полиция применяет соразмерное насилие.
Противники Пашиняна пытаются перекрывать улицы в Ереване и блокировать дороги между городами, но пока у них не получается парализовать транспортные коммуникации страны. В основном их активность сконцентрирована в центре армянской столицы. Тем временем армянские спецслужбы сообщили о раскрытии заговора с целью захвата власти в стране. По данным силовиков, переворот планировали восемь членов военно-патриотического общества «Крестоносцы», у которых нашли пистолет, охотничье ружье, бронежилеты и рации.
Во главе протеста стоят несколько политических организаций, лидеры которых активно борются с Пашиняном с 2020-го. Например, среди них блок «Мать Армения», который на недавних выборах в Заксобрание Еревана призывал голосовать за себя, чтобы добиться отставки премьера и активнее помогать Степанакерту (набрал 15,45% при явке в 28,44%). Кроме того, там присутствуют сторонники бывших президентов Армении Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна. Уже упомянутого Левона некоторые называют серым кардиналом оппозиции.
Впрочем, нельзя сводить протестующих только к этим политическим силам, палитра намного более пестрая, так как у всех слоев общества накопилось множество претензий к руководству страны. Несмотря на это, Пашинян пытается обвинить своих противников в связях с Россией и участием в информационной войне против Еревана.
По мнению жителя Еревана Геворга, в 2020–2021 годах протесты были более серьезными, так как многие считали, что все можно изменить, если во главе государства окажется другой человек. Теперь же большинству ясно, что проблема намного глубже. К тому же оппозиция не предлагает никакой программы действий по исправлению ситуации, ее главная задача – захватить власть.
«Иногда в городе происходят вспышки противостояния, но в целом основная активность сводится к массовым митингам. Люди там очень разношерстные, они разбиваются на небольшие группы, которые не общаются друг с другом. Их всех объединяет только нелюбовь к Пашиняну, но одного этого мало, и постепенно они разбредаются», – рассказал он корреспонденту «НГ».
По словам Геворга, Пашинян старается приравнять всех своих противников к сторонникам России. Исходя из слов премьера, складывается впечатление, что то ли Москва хочет превратить Армению в свою губернию, то ли этого добиваются оппозиционеры. Однако это заявление не прибавило Пашиняну популярности среди «западников». Им бы хотелось, чтобы он вышел из ОДКБ и начал добиваться вступления в НАТО, а без этого, с их точки зрения, премьер только играет словами, пытаясь усидеть на двух стульях.
«Протесты достаточно массовые, в вечерних акциях могут принимать участие до 20–25 тыс. человек. Это примерно в два раза больше пиковых значений двух-трехлетней давности. Правда, значительную часть протестующих составляют молодые люди из Нагорного Карабаха», – заявил «НГ» научный сотрудник Института Кавказа Грант Микаэлян.
Жители Нагорного Карабаха покидают свои дома с надеждой на возвращение. Фото Reuters |
«На этот раз шансы оппозиции сбросить Пашиняна выше, чем в 2020-м, но они все еще сильно меньше 50%. Движение очень плохо организовано, а власти активно противодействуют ему. Полиция, по сути, устраивает беспредел, избивая протестующих на улицах. Озвучена даже угроза стрелять, если будут попытки захвата зданий», – считает Микаэлян.
Политолог отмечает, что до так называемой «КТО» (контртеррористической операции) в Нагорном Карабахе рейтинг Пашиняна был на уровне 30%, а сейчас примерно 10–15%. Чтобы как-то улучшить к себе отношение, он пытается переложить ответственность за случившееся на Россию, так как обвинить в этом своих предшественников уже не получится.
Руководитель Аналитического центра стратегических исследований и инициатив (АЦСИИ) Айк Халатян тоже считает, что рейтинг Пашиняна серьезно снизился, но он компенсирует это своим контролем над силовым блоком. В связи с этим эксперт считает, что оппозиции для смены власти придется вступить в уличные столкновения с полицией.
«Пока, несмотря на жестокие задержания, людей на акциях не становится меньше. При этом депутаты от партии власти боятся выходить на улицу, так как очевиден негатив общества в их адрес. Были случаи их публичного оскорбления или даже рукоприкладства в их адрес. Но если лидеры оппозиции не предложат программу действий, будут просто шагать по Еревану, интерес к протестам неизбежно упадет», – говорит Халатян.
В целом, по мнению собеседников «НГ», главное, чего добиваются противники действующего правительства, это наказание виновных за ситуацию в Нагорном Карабахе. При этом люди считают, что власти не способны обеспечить безопасность Армении. В свою очередь, Пашинян, обещая помириться с Азербайджаном и предупреждая об угрозе боев за так называемый «Зангезурский коридор», своими действиями лишь увеличивает риск силового вмешательства Баку, с учетом непродуманной внешней политики, испорченных отношений с Россией и неспособностью повысить боеспособность армянской армии.
В понедельник в Армению продолжали прибывать карабахские армяне, которых теперь называют временно перемещенными. Сообщается почти о 5000 беженцев. Их число скорее всего будет расти. Ситуацию вокруг Нагорного Карабаха в понедельник в Нахичеване (столице Нахичеванской Автономной Республики в составе Азербайджана) обсудили президенты Азербайджана Ильхам Алиев и Турции Реджеп Тайип Эрдоган.