Делегация ЕС обсудила, насколько Грузия созрела для начала интеграционных переговоров. Фото с сайта www.gov.ge
Послы Евросоюза и стран – членов «Восточного партнерства» прибыли в Грузию, чтобы подтвердить стремление Тбилиси стать частью ЕС, заявили в МИД республики. Визит завершится 8 ноября, когда Еврокомиссия должна дать рекомендации по наделению страны статусом кандидата в члены «европейской семьи». При этом власти и оппозиция в Грузии спорят, кто из них сделал больше для евроинтеграции и кто будет виноват, если Брюссель откажет.
Один из участников делегации, спецпредставитель Европейской службы внешних связей по вопросам «Восточного партнерства» Дирк Шубель, заявил, что Грузия в будущем станет членом ЕС. Он подчеркнул, что вносятся последние штрихи в отчет Еврокомиссии и его приезд – «хороший знак». Об этом сообщили в пресс-службе грузинского правительства после встречи дипломата с премьером республики Ираклием Гарибашвили.
В свою очередь, председатель грузинского парламента Шалва Папуашвили утверждает, что Еврокомиссия вряд ли заявит о выполнении его страной всех 12 рекомендаций для получения заветного статуса. Вместе с тем политик подчеркнул, что, как и год назад, Тбилиси опережает Молдавию и Украину по степени соответствия европейским требованиям, но они уже кандидаты в ЕС, а Грузия еще нет. Глава парламента полагает, что значительную роль в этой несправедливости играют некоторые некоммерческие организации, спонсируемые Фондом Сороса, которые настраивают европейское сообщество против его родины.
Примечательно, что 2 ноября около 170 грузинских неправительственных организаций опубликовали совместное заявление, в котором призвали Еврокомиссию рекомендовать Европейскому совету предоставить республике статус кандидата. Свою позицию они подкрепили тезисом о том, что чем больше в Грузии будет Европы, тем меньше места останется для России. Кроме того, правозащитники напомнили о мартовских протестах против так называемого российского законопроекта об иностранных агентах, которые, по их словам, продемонстрировали готовность грузин защищать свое европейское будущее.
Параллельно с этим одна из лидеров оппозиционной партии «Лело для Грузии» Саломе Самадашвили отправилась в Брюссель. Ее соратники утверждают, что она будет убеждать евробюрократов в безальтернативности европейского пути для Тбилиси. Однако в правящей «Грузинской мечте» не верят в благие намерения.
Так, один из ее представителей и глава парламентского комитета по внешним связям Николоз Самхарадзе дал понять, что Самадашвили уехала саботировать предоставление республике кандидатского статуса. При этом, по его словам, власти полностью или частично выполнили 11 рекомендаций Еврокомиссии, осталось только справиться с политической поляризацией грузинского общества. «Миллионы были потрачены на то, чтобы Грузия не получила статус кандидата, который должен был стать предпосылкой дестабилизации, а сейчас этот план срывается, и у них полная истерика», – согласен с однопартийцем первый вице-спикер парламента Гия Вольский. Другой вице-спикер, Арчил Талаквадзе, заявил, что оппозиция постарается максимально исказить успех правящей партии, связанный со скорым предоставлением стране кандидатского статуса.
Противники правящего режима восприняли подобные обвинения как очередную дезинформационную кампанию «Грузинской мечты». «Они хотят уйти от ответственности (за отказ в статусе кандидата. – «НГ»)», – считает оппозиционный депутат из «Группы реформ» Теона Акубардия. Член «Гирчи» Александр Раквиашвили подчеркнул, что выполнение 12 рекомендаций Еврокомиссии на 90% зависело от руководства страны, поэтому оппозиция не может ничего саботировать.
Грузинский политолог Ника Читадзе считает, что с вероятностью в 60% Еврокомиссия все-таки предоставит Тбилиси статус кандидата в члены ЕС. Также он напомнил, что ранее в Брюсселе неоднократно говорили только о трех из 12 выполненных рекомендациях: гендерное равноправие и борьба с насилием против женщин, учет решений Европейского суда по правам человека и избрание независимого народного защитника Грузии. «Тем не менее в Европарламенте говорят, что республика может получить статус, так как 80% ее населения хочет быть вместе с Евросоюзом. Таким образом, речь идет не о заслугах властей и оппозиции, а об уважении интересов грузинского общества», – сказал «НГ» Читадзе.
При этом статус может быть предоставлен с некоторыми оговорками, полагает эксперт. Например, в ЕК могут потребовать проведения таких парламентских выборов в 2024 году, которые соответствовали бы представлениям Брюсселя о демократии.
Похожую мысль ранее высказал редактор Европейского бюро Радио «Свобода» (в РФ внесено в реестр иностранных агентов) Рикард Йозвяк. Однако, по его мнению, кроме выборов ЕС также собирается следить за внешней политикой Тбилиси, которая должна соответствовать европейскому курсу, в том числе в отношении России. Опираясь на свои источники, Йозвяк заявил, что Еврокомиссия может не дать четкого ответа о будущем Грузии, а сформулирует максимально расплывчатые тезисы. Таким образом она переложит ответственность на Европейский совет, который в декабре вынесет окончательное решение. «Даже если Грузия получит статус кандидата, она все равно будет позади Молдавии и Украины», – сообщил журналист.
«Несмотря на проделанную правительством Грузии огромную работу, конечное решение будет зависеть от Евросоюза. Если там не захотят, Тбилиси никогда не войдет в «европейскую семью», – заявил «НГ» грузинский политический аналитик Шота Апхаидзе. Он также отметил: «При этом статус кандидата абсолютно ни на что не влияет. Его обладатели годами ждут вступления в ЕС. Кроме того, на примере Молдавии и Украины видно, что положение кандидата не означает экономического процветания. Наоборот, Грузия заметно превосходит обе страны».
Споры между властями и оппозицией Апхаидзе сравнивает с разделом шкуры неубитого медведя. Каждая из сторон пытается использовать в своих интересах решение Еврокомисии, которое еще не принято, но пригодится им в будущем.