Ираклий Гарибашвили ушел в отставку с поста премьер-министра. Фото Reuters |
Власти Грузии и почти вся парламентская оппозиция объединили усилия, чтобы совместно попытаться выполнить европейские рекомендации по интеграции республики в ЕС. После первого заседания рабочей группы стороны выражают «осторожный оптимизм» и осуждают тех, кто критикует их попытку. Впрочем, эксперты не верят в политическую деполяризацию страны.
Среди рекомендаций Евросоюза – борьба с коррупцией и олигархами, а также с дезинформацией относительно европейских ценностей. Также от Грузии ждут соблюдения внешней политики ЕС, преодоления политической поляризации, проведения честных выборов, повышения независимости органов государственной власти друг от друга, защиту прав человека.
Практически все политические силы, которые еще год назад критиковали руководство республики, приняли приглашение. Против совместной работы выступила только парламентская партия «Лело». Ее представители заявили, что «Грузинская мечта» никогда не выполнит рекомендации Евросоюза, потому они будут реализовывать собственную программу. Эту позицию осудили не только власти, но и оппозиционеры. Так, лидер «Гирчи» Яго Хвичия сказал, что не понимает откуда у «Лело» столько дерзости, если ее депутаты даже не знают, что обсуждалось на первом заседании.
К слову, там говорили о трех рекомендациях из девяти, но участники дискуссии пока не сделали из этого никаких выводов, так как посчитали, что одного раунда слишком мало. Вместе с тем представитель «Единого национального движения» депутат Давид Киркитадзе сообщил, что его партия испытывает «осторожный оптимизм». По словам политика, «Грузинской мечте» еще предстоит доказать свою готовность к совместной деятельности, но ЕНД готово дать властям шанс.
«Мы примем участие во всех форматах, какими бы они ни были. Потому что это заказ грузинского народа и мы не хотим развязывать дискуссию с «Грузинской мечтой» о том, должны мы участвовать в этом процессе или нет. Мы хотим дискутировать с ней по существу, по содержанию», – объяснил свою позицию один из лидеров «Стратегии Агмашенебели» Паата Манджгаладзе.
В свою очередь, в правящей партии не исключают, что их противники будут использовать рабочие группы как платформу для популизма. Однако уклониться от взаимодействия они все-таки не могут, так как этого требует Брюссель. «Девять шагов были определены Еврокомиссией и в декабре согласованы c 27 странами на историческом саммите ЕС, на котором Грузии был предоставлен статус кандидата», – подчеркнул посол Евросоюза в Грузии Павел Герчинский. «Теперь мы должны двигаться вперед, предоставление статуса кандидата – это не конец. Это только начало тяжелого труда для вступления Грузии в ЕС.».
Примечательно, что по итогам 2021–2023 годов в индексе «Восточного партнерства» Грузия оказалась на третьем месте после Молдавии и Украины. Следом идут Армения, Азербайджан и Белоруссия. Тбилиси набрал 63 балла, на 3 меньше, чем Киев, и на 2 больше Еревана. Европейские аналитики посчитали, что республика «потеряла важные позиции с точки зрения демократии и эффективного управления». Согласно докладу, показатели Грузии характеризовались значительным, если не резким, снижением во многих сферах, что является результатом политической поляризации. А в 2020-м Тбилиси был лидером рейтинга.
«У меня такое впечатление, что авторы отчета «Индекс «Восточного партнерства» разозлились на грузинские власти и напали на Грузию», – заявил председатель парламента Грузии Шалва Папуашвили. Его заместитель Гия Вольский назвал исследование результатом работы оппозиции.
Как бы там ни было, грузинский политолог Ника Читадзе заявил, что попытку властей и оппозиции объединить усилия для реализации рекомендаций Евросоюза можно только приветствовать, хотя он не уверен в искренности сторон. «Вероятно, перед парламентскими выборами власти хотят показать народу, что они заинтересованы в европейской интеграции и стараются соответствовать ожиданиям Евросоюза», – сказал эксперт. При этом он отметил, что многие некоммерческие организации не приняли приглашения «Грузинской мечты». Пока рано говорить о движении в сторону деполяризации грузинского общества.
Основатель фонда SIKHA Initiative Арчил Сихарулидзе, напротив, полагает, что до ноября 2023 года оппозиция делала ставку на конфронтацию с властями, так как ожидала, что правящий режим не сможет получить статус кандидата в члены ЕС. После того как Брюссель принял другое решение, оппозиционеры поняли, что продолжать прежнюю политику глупо. «Теперь они вынуждены сотрудничать с правительством, так как любая попытка противопоставления себя властям будет воспринята обществом как их нежелание совместно работать ради европейского будущего», – отметил Сихарулидзе. Однако он не готов говорить о деполяризации Грузии, так как накануне выборов оппозиция остается разрозненной.