Спикер Министерства обороны Украины Дмитрий Лазуткин подробно объяснил населению, что надо делать, получив повестку по почте. Кадр из видео с канала Дмитрия Лазуткина на YouTube
Правительство Украины регламентировало отправку повесток военнообязанным по почте. Хотя ранее представители кабмина называли такой вариант недопустимым. Практическое ужесточение и без того ужесточенного нового закона о мобилизации – по ходу его реализации – эксперты увязали с необходимостью для Киева обеспечить предполагаемое контрнаступление ВСУ в августе-сентябре этого года перед выборами президента США.
Как рассказала в украинских СМИ во вторник юрист Надежда Шуляк, несмотря на наличие необходимых документов, ее отказывались пропускать с клиентами в Территориальные центры комплектования и социальной поддержки (ТЦК и СП – аналог прежних военкоматов). Хотя в ходе пребывания в ТЦК и СП эксперт не намеревалась вмешиваться в процедуру сверки данных или участвовать в прохождении военно-врачебной комиссии (ВВК). А лишь предполагала оказать надлежащую юридическую поддержку и, в частности, проследить, какие бумаги клиенту дают на подпись, пояснила Шуляк. И назвала данный вопрос весьма «болезненным для адвокатов».
Но, похоже, еще более болезненными окажутся процедуры набора в Вооруженные силы Украины (ВСУ) в рамках нового ужесточенного закона о мобилизации, вступившего в силу 18 мая. Причем на днях депутаты Верховной рады Украины сетовали на отсутствие со стороны кабинета министров необходимых разъяснений по поводу обнаружившихся неувязок и неясностей в практическом механизме призыва. Но как выяснилось, ряд волновавших общественность вопросов кабмин регламентировал в постановлении, принятом еще 16 мая 2024 года и размещенном на правительственном сайте.
В частности, этим документом вносились изменения в прежние нормативы, определявшие сроки действия справок, выданных по поводу пригодности (непригодности) к службе в ВСУ потенциальных призывников. Но теперь в период мобилизации и военного положения, как определялось в упомянутом постановлении, подобные заключения ВВК будут действовать только один год, а вот в мирное время соответствующий срок составит пять лет. В связи с таким решением сразу можно предположить, что с учетом также ранее предписанной перепроверки и повторного прохождения осмотров в ВВК всех лиц, прежде признанных непригодными к армейской службе, работы (и заработков) у военных медиков явно прибавится.
Хотя одним из наиболее скандальных все же выглядело то положение правительственного постановления, которым регламентировался механизм оповещения военнообязанного в случае, если тот не обратился для обновления данных в Центр предоставления административных услуг (ЦПАУ) или ТЦК и СП или же не сделал это в собственном электронном кабинете через приложение «Резерв+». В такой ситуации повестка о вызове резервиста или военнообязанного в ТЦК и СП (его отдела) или соответствующее подразделения разведывательных органов, центральное управление или региональные органы Службы безопасности Украины (СБУ) может быть направлена структурами военного управления по почте. Соответствующая отправка производится заказным письмом с объявлением ценности и описанием вложения. А также должна сопровождаться уведомлением о его вручении по месту жительства военнообязанного. При этом срок его обязательной явки в указанный орган назначается не ранее четырнадцатого дня с момента отправки «заказной» повестки, уточнили авторы постановления.
Между тем понятно, что предусмотренная ими процедура уведомления о вручении по адресу места жительства – в отсутствии удостоверяющей факт его получения подписи военнообязанного – оказывается беспредметной. А само по себе доказательство доставки повестки методом подтверждения его отправки неким заинтересованным органом, а не посредством удостоверения в получении конкретным адресатом представляется заведомо неправовым.
Показательно, что буквально на днях (см. «НГ» от 16.05.24) спикер Министерства обороны Украины (МО) Дмитрий Лазуткин в ходе телемарафона также прокомментировал нередкие случаи, когда призывник обнаруживает в своем почтовом ящике повестку уже после той даты, на которую он был вызван в ТЦК. Но по закону, напомнил Лазуткин, человек должен лично расписаться в повестке, и только с этого момента она считается врученной. В то же время выходило, что разъяснения представителя Минобороны относительно повесток, полученных обычной почтой, объективно противоречили обстоятельствам, связанным с электронной повесткой (отправленной через личный кабинет), для которой никакой подписи призывника уже не требовалось. Тогда как, по словам исполнительного директора Украинского Хельсинкского союза по правам человека Александра Павличенко, за неподчинение требованиям электронной повестки, размещенной в кабинете призывника, может последовать административная и даже уголовная ответственность.
И вот такое очевидное противоречие, обусловленное различным функционалом обычной и электронной повестки, в украинском правительстве предпочли исправить способом, который шел вразрез и с недавними заверениями его собственных представителей, и с соответствующими законодательными нормами.
Впрочем, подобные детали, видимо, не являются для киевских властей столь уж существенными, поскольку ключевым элементом призыва в ВСУ по-прежнему остается не рассылка повесток, а физический отлов военнообязанных, пояснил «НГ» военный эксперт, заведующий отделом Института стран СНГ Владимир Евсеев. Причем, по его определению, насильственное задержание украинских мужчин производится повсеместно, в том числе на территории предприятий и учебных заведений, а также на улицах и дорогах. Что ставка сделана на силовые захваты военнообязанных, подтверждает и численность сотрудников ТЦК и СП, составляющая порядка80–100 тыс. человек. Притом что физическое задержание призывников порой порождает серьезное сопротивление. Уже имели место нападения на сотрудников ТЦК и их обстрелы из гранатометов. Но очевидно, что с учетом предусмотренного новым законом о мобилизации расширения призывного контингента и введения ограничений в отношении уклонистов (в частности, в сфере пользования банковскими картами или автотранспортом), общие объемы набора в ВСУ удастся увеличить. И если в предыдущие месяцы они составляли в среднем 14–20 тыс. человек в месяц (при ежемесячных потерях ВСУ в 25 тыс. человек), то в первые месяцы реализации закона, наверное, получится набирать до 40 тыс. Однако впоследствии эти показатели вновь могут снизиться до 20 тыс. В том числе потому, что в результате ужесточения мобилизационных мероприятий еще более увеличится количество уклонистов. А мотивированный контингент уже оказался в значительной степени выбран за счет добровольцев.
В таких условиях, предположил Евсеев, «власти постараются обеспечить пополнение ВСУ также за счет отправки на фронт порядка 150 тыс. военнослужащих из подразделений, до сих пор находившихся в тылу, и призыва тех же работников ТЦК вместе с сотрудниками правоохранительных ведомств». Но надо понимать, что и подобные ресурсы ограниченны. Поскольку в условиях фактически установившегося тоталитарного характера украинского государства, для его руководителей также жизненно важно сохранить дееспособность аппаратов подавления. Ведь если выбрать работников тех же ТЦК, то некому окажется производить анонсированные мобилизационные мероприятия. «Выходит, что украинские власти не сумеют набрать необходимое количество призывников, чтобы обеспечить предполагаемое новое контрнаступление ВСУ в августе-сентябре этого года – перед ноябрьскими выборами президента США», – констатировал завотделом Института стран СНГ. Судя по имеющейся информации, добавил он, даже первоначальные планы Киева по формированию с этой целью порядка 10 новых бригад численностью по 10 тыс. человек уже столкнулись с проблемами. В том числе потому, что изначально предполагалось создать четыре механизированные и шесть пехотных бригад. Но из-за недостатка тяжелой военной техники число пехотных бригад решили увеличить до восьми, что тоже не может поспособствовать успеху подготавливаемого контрнаступа ВСУ.