Фото REUTERS
Президент России Владимир Путин 26 мая прибыл в Узбекистан с двухдневным государственным визитом, что подчеркивает особую роль этого государства в новой геополитической реальности. Это третья зарубежная поездка Путина после Китая и Белоруссии, что свидетельствует о приоритете развития отношений с Ташкентом. В повестке дня – укрепление стратегического партнерства и союзничества, а также решение ключевых вопросов, таких как продвижение затянувшегося проекта строительства АЭС, финансовой сферы и трудовой миграции. Основные мероприятия пройдут в Ташкенте 27 мая, в том числе первое заседание Совета регионов России и Узбекистана.
В условиях меняющейся геополитической карты мира значение Центральной Азии для РФ неуклонно растет. Именно в этом регионе Москва видит поле для укрепления своего влияния, противодействия давлению Запада и развития экономического сотрудничества вне западных санкций. Узбекистан, занимающий центральное место в регионе как в географическом, так и в политическом смысле, становится ключевым партнером России в Центральной Азии.
На это указывает ряд факторов. Несмотря на санкционное давление, по итогам 2023 года объем взаимной торговли превысил отметку 10 млрд долл., а в январе–апреле этого года данный показатель составил около 3,8 млрд долл., демонстрируя прирост на 30%. Президенты двух стран поставили задачу: к 2030 году достичь товарооборота в 20 млрд долл. Эта цель вполне достижима, поскольку регионы РФ и Узбекистана выходят на активное сотрудничество, минуя Центр. «Россия уже сейчас является одним из крупнейших инвесторов в экономику Узбекистана, лидером по количеству созданных совместных предприятий – на данный момент в Узбекистане их более 3 тыс. Эта динамика, конечно, будет продолжена», – сказал «НГ» директор Центра исследовательских инициатив «Man’o» (Ташкент) Бахтиёр Эргашев.
В настоящее время портфель российско-узбекских проектов превышает 44 млрд долл. В этом году планируется освоить из них не менее 5 млрд долл. По оценке Эргашева, Татарстан является лидером среди российских регионов по уровню развития экономических связей с Узбекистаном. К его опыту присматривается Башкортостан и еще несколько российских регионов. С узбекской стороны в последнее время активен Андижан, представители области приезжали в РФ, где подписали соглашения об открытии нескольких производств, в том числе солнечных электростанций.
Между странами обсуждается строительство и других крупных объектов промышленности. Среди них строительство медно-обогатительной фабрики в Ташкентской области, газохимического комплекса в Бухарской области и создание металлургического кластера на железорудном месторождении «Тебинбулак». Соглашения будут подписаны на предстоящем заседании Совета регионов. «Это долгосрочный, серьезный тренд на активизацию межрегионального сотрудничества двух стран», – считает Эргашев.
Газовый вопрос также будет в повестке переговоров, считает Эргашев. «Сотрудничество в газовой сфере стартовало в 2023 году. Российский газ начал подаваться в Узбекистан через Казахстан, и в условиях увеличения потребности нашей республики в природном газе, вероятно, Москва и Ташкент будут выходить на подписание долгосрочного контракта, на 10–15 лет, с увеличением поставок топлива», – убежден эксперт.
В то же время между странами есть зависший на несколько лет проект строительства АЭС. Сроки начала стройки менялись уже дважды с 2020 года на 2022 год. Причина в том, что Узбекистан, как и другие страны, которые сотрудничают с Россией в сфере атомной промышленности, столкнулся с давлением Запада и внутренними противоречиями. Дискуссии вокруг строительства АЭС в Узбекистане касаются технологий строительства, а также функционирования и эксплуатации станции. Но, как говорил гендиректор Росатома Алексей Лихачёв, корпорация готова и может успешно сотрудничать с любыми зарубежными компаниями.
Не исключено, что по итогам визита российского президента Владимира Путина в Ташкент будет подписано соглашение о начале реализации проекта АЭС и, более того, сооружения в стране станции с малыми ядерными реакторами. В настоящий момент этот вопрос прорабатывается ведомствами двух стран. Об этом говорится в материалах к визиту президента РФ в Узбекистан. Напомним, что АЭС будет состоять из двух блоков поколения III+ с реакторами ВВЭР‑1200. Мощность каждого энергоблока составит до 1,2 ГВт. Площадка под строительство станции определена – АЭС будет установлена вблизи озера Тузкан в Джизакской области.
Давление Запада и угроза вторичных санкций ощутимы и в отношении финансовой сферы Узбекистана. Ташкенту пришлось в 2022 году приостановить обслуживание карты «МИР» и ограничиться статусом наблюдателя в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Для республики отказ от SWIFT и прочих банковских систем стал бы колоссальным ударом. Поэтому Москва вряд ли будет настаивать и подводить союзника под вторичные санкции. Тем более что помимо экономических интересов Россию и Узбекистан беспокоят вопросы безопасности в Центральной Азии, в частности угрозы терроризма, экстремизма и наркотрафика, исходящие из Афганистана. «Роль России в купировании этих угроз огромна, и Узбекистан заинтересован в этом, поскольку есть огромный риск эскалации региональных конфликтов уже в ближайшее время», – резюмировал Эргашев.