0
5704
Газета СНГ Интернет-версия

18.06.2024 19:39:00

Железная дорога Китай–Киргизия–Узбекистан: кто в выигрыше?

Парламент в Бишкеке спешно принимает проекты законов для начала работ по строительству магистрали

Тэги: законопроект, строительство железной дороги, китай, кыргызстан, узбекистан


законопроект, строительство железной дороги, китай, кыргызстан, узбекистан Комитет Жогорку Кенеша рассмотрел законопроект по железной дороге Китай–Кыргызстан–Узбекистан. Фото с сайта www.kenesh.kg

Парламент Киргизии 18 июня начал рассмотрение проекта закона о сотрудничестве по строительству железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан. Соглашение между странами было подписано 6 июня в Пекине. Об этом сообщил министр транспорта и коммуникаций Тилек Текебаев. Председатель КНР Си Цзиньпин назвал железную дорогу стратегическим проектом (см. «НГ» от 12.06.24), а президент Садыр Жапаров заявил, что ее запуск позволит Киргизии выйти в мир из дорожного тупика.

Глава кабинета министров Кыргызской Республики (КР) Акылбек Жапаров на предпраздничном заседании Жогорку Кенеша (парламента) 13 июня сообщил, что строительство железной дороги по маршруту Китай–Кыргызстан–Узбекистан начнется в августе этого года, и попросил депутатов не затягивать с рассмотрением проекта закона «О ратификации соглашения между правительствами КНР, КР и РУз о сотрудничестве в совместном продвижении проекта железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан». Народные избранники обещали работать оперативно. Судя по всему, до конца недели законопроект будет одобрен. К тому же этот документ ожидает в Бишкеке делегация китайских чиновников. Пекин уже давно готов приступить к реализации проекта.

По словам министра транспорта и коммуникаций Тилека Текебаева, новая железная дорога позволит сократить время и расстояние доставки грузов из Китая в Кыргызстан, Центральную Азию, Ближний Восток, Турцию и Евросоюз. Проект также повысит конкурентоспособность Киргизии на международном рынке транзитных перевозок. Он сообщил, что строительство планируется по модели ВОТ (строительство–эксплуатация–передача) путем создания совместной проектной компании (СПК) с участием «Чайна Рэйлвей Интернешнл», национальной компании «Кыргыз темир жолу» и «Узбекистон темир йуллари».

Раскрыли и детали железнодорожного проекта. В частности, стоимость строительства только киргизского участка железной дороги оценивается в 4,7 млрд долл. В эту сумму входит строительство 18 железнодорожных станций, 81 моста (26 км) и 41 тоннеля (120 км). Общая протяженность будущей магистрали составит 486 км, из которых на Киргизию приходится 311,8 км. Также предусмотрена и смена колеи с 1435 мм на 1520 мм на станции Макмал в Джалал-Абадской области Киргизии.

Строительство железной дороги Китай–Киргизия–Узбекистан вызвало большой интерес у всех участников проекта. Поскольку это очень важный трансконтинентальный маршрут, особенно сейчас, когда возникли проблемы с транзитом грузов через Россию, Белоруссию и Украину с выходом на страны ЕС. «Проект железной дороги Китай–Киргизия–Узбекистан относится к тем инициативам, которые имеют серьезный мультиплицирующий эффект и оказывают позитивное воздействие на систему грузооборота в трансъевразийском масштабе», – сказал «НГ» директор Центра исследовательских инициатив Ma’no Бахтиёр Эргашев.

Главный редактор Telegram-канала Logistan Григорий Михайлов считает, что Ташкент видит в проекте возможность получить независимый доступ к Китаю, минуя Казахстан, который сейчас взимает транзитные платежи и имеет политическое влияние. Узбекистан стремится к независимому варианту импорта товаров из Китая в больших объемах.

«Китай также заинтересован в проекте, так как он расширяет возможности экспорта товаров. Китайская делегация уже находится в Бишкеке, ожидая подписания финальных документов», – сказал «НГ» эксперт.

Что касается Киргизии, то самый большой плюс от строительства магистрали будет имиджевым. «Финансовые поступления в бюджет будут небольшими, но зато проект повысит имидж страны и может привести к дополнительным налоговым сборам. Кроме того, есть шанс, что в будущем Кыргызстан сможет за счет дополнительных инвестиций построить собственную железную дорогу с севера на юг, соединив таким образом свою страну», – полагает Михайлов. В Киргизии нет единой железнодорожной сети. Чтобы доставить груз, к примеру, из Бишкека в Ош по железной дороге, нужно проехать через Казахстан, Узбекистан и вновь заехать в Киргизию. Это не очень удобно и непрактично.

Но при всех плюсах вопросы по реализации проекта у экспертов остаются. Пока неясно, откуда Бишкек получит средства на свою часть проекта. Нет ясности по источникам финансирования и самих условий финансового взаимодействия сторон. Пока не оглашены ни тарифы, по которым будут производиться перевозки, ни ряд других достаточно важных моментов.

Вероятно, большую часть финансирования обеспечит китайская сторона, возможно, в виде кредитов или обмена на промышленные объекты, считает Михайлов. Эксперт обратил внимание на то, что проект дороги состоит из двух частей: китайской, которую они будут строить самостоятельно, и киргизской, которая будет строиться совместно. Создание совместной проектной компании с 51% акций у Китая, 24,5% у Киргизии и 24,5% у Узбекистана предполагает, что китайцы будут управлять строительством, наймом персонала и подбором техники.

При этом Михайлов не исключает, что китайцы привлекут к строительству часть киргизских рабочих. Но большинство ключевых позиций займут китайские специалисты. Китай за последние годы активно обучает специалистов в Бишкеке, это говорит о том, что часть работ на строительстве будет выполнена местными рабочими.

Между тем казахстанский политолог Марат Шибутов раскритиковал и сравнил проект «Китай–Киргизия–Узбекистан» с уже существующими маршрутами через Казахстан, потому что они будут конкурировать за один и тот же объем грузов из Китая.

«Сейчас через Россию и Монголию идет 60% транзита поездов Китай–Европа, а через Казахстан – 40%. Причем динамика прохождения поездов очень хорошая – за первые четыре месяца этого года через КПП «Алашанькоу» прошло 2489 грузовых поездов, следующих по маршрутам международных ж/д-грузоперевозок Китай–Европа, что на 17,1% больше, чем в прошлом году. А есть еще КПП «Хоргос», через который прошло около 2,5 тыс. поездов. На начало 2024 года через КПП «Хоргос» прошли 33 403 поезда, а через КПП «Алашанькоу» – 36 622 поезда из Китая», – написал Марат Шибутов в своем Telegram-канале.

Политолог считает казахстанский маршрут лучше киргизского по ряду причин. «В частности, в Казахстане уже есть действующая система железных дорог и два пункта пропуска, это позволяет держать тарифы ниже, а по южному маршруту (через Киргизию) надо окупать стоимость строительства», – отметил Шибутов. Железная дорога через Казахстан проходит по равнине, где нет тоннелей и большого количества мостов, чего не скажешь о горной Киргизии.

В соседних с Казахстаном республиках энергетический дефицит, есть проблемы с электроснабжением и соляркой. Это скажется на работе железной дороги, считает политолог.

«Казахстан и Китай подписали в мае соглашения по международным автомобильным перевозкам и по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута. Это увеличит количество грузов, которые идут через Казахстан. Это значит, что есть фора по времени. Также есть экономия и на пересечении границ, когда едешь в Европу.

Не ясны вопросы финансирования: если 311 км дороги по территории Киргизии будут стоить 4,7 млрд долл., то общая стоимость магистрали превысит 8 млрд долл. А с учетом строительства в горах стоимость дороги будет в районе 10–12 млрд долл. Дадут ли на такой проект кредиты и какие будут тарифы?» – задается вопросом политолог.


Читайте также


Узбекистан, Киргизия и Таджикистан закончили территориальные споры

Узбекистан, Киргизия и Таджикистан закончили территориальные споры

Виктория Панфилова

Премьер-министры трех стран заявили о возобновлении экономических связей

0
3472
Госдума возвращается к защите русского языка

Госдума возвращается к защите русского языка

Иван Родин

В одном законопроекте депутатам предстоит разрешить политические и коммерческие проблемы

0
2829
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
4446
Китай начал экспорт коммерческих систем воздушной доставки товаров

Китай начал экспорт коммерческих систем воздушной доставки товаров

Михаил Сергеев

В России грузовые гражданские дроны и беспилотный транспорт существуют в основном на бумаге

0
12203

Другие новости