Финансовая система Украины переживает нелегкие времена. Фото Reuters
Украинская гривна продолжила снижение и уже преодолела три знаковых пункта. На сегодня ее курс приблизился к очередному психологическому рубежу на уровне 42 грн/долл (1 гривна – 2,14 руб.). При этом киевские эксперты заверили, что оснований для паники нет, поскольку курсовая динамика меняется с учетом установок западных кредиторов. Действительно, девальвационный налог на украинское население задействован в пользу МВФ, и исходя из прогнозов последнего далее гривне грозит ослабление до 45 грн /долл, подтвердили российские аналитики.
Еще на прошлой неделе курс украинской национальной валюты колебался вблизи отметки в 41 грн/долл, но за последние дни приблизился к новому рубежу в 42 грн/долл. Хотя еще в январе 2024 года он фиксировался на уровне 38 грн с копейками, а в октябре прошлого года – на уровне 36 грн с копейками. При этом накануне наличный курс гривны в валютных обменных пунктах Киева подешевел сразу на 30 копеек и в среднем составил 41,45 грн/долл. А в среду нацвалюта ослабела еще на 25 копеек и достигла 41,70 грн/долл.
По оценке председателя правления «Глобус банка» Сергея Мамедова, с января по май текущего года гривна потеряла более 7% своей стоимости и ее курс изменился с 38 грн/долл до 40,53 грн/долл. Правда, во втором полугодии общая экономическая ситуация в стране уже не будет выбиваться за пределы макроэкономических прогнозов, а риски обвала национальной валюты окажутся минимальными. Причем июньское одобрение кредита от стран G7 на 50 млрд долл. с предполагаемым погашением за счет замороженных российских активов послужит мощной финансовой «инъекцией» для Украины на 2025 год. Тогда как прогнозируемый объем макрофинансовой поддержки на следующий год по сравнению с 2024 годом должен сократиться в 1,5 раза, до 25 млрд долл. в год. «Такая мощная поддержка должна снять лишние опасения относительно стабильности украинской экономики и судьбы национальной валюты», – указал украинский банкир в заявлении для СМИ. По его прогнозу, по итогам второго полугодия девальвация составит 8–9%.
И другие киевские наблюдатели тоже не увидели оснований для панических настроений в указанной динамике. Хотя украинские аналитики Вадим Башта и Сергей Следзь все же отметили в опубликованном в среду комментарии «признаки легкой паники» на валютном рынке, так как скорость роста курса американского доллара к гривне начала бить рекорды. «В это трудно поверить, но еще в октябре прошлого года межбанк работал на уровнях немногим выше 36 грн/долл. Так что доллар набрал, а гривна потеряла 15% веса за очень короткий период», – констатировали авторы. По их мнению, этому поспособствовало и то, что Нацбанк Украины (НБУ) отказался от действовавшего еще в начале прошлого года фиксированного курса, хотя мог бы его постепенно изменять. В результате на поддержание валютной стабильности регулятору пришлось тратить значительно большие суммы свободно конвертируемой валюты. И если еще в конце прошлого года НБУ надеялся закончить 2024 год с показателем золотовалютных резервов выше 45 млрд долл., то из-за изменения стратегии и существенного увеличения объемов валютных интервенций (в среднем от 100 до 150 млн долл. ежедневно) объем ЗВР по состоянию на 1 июля текущего года снизился до 37,9 млрд долл. Впрочем, вторая половина 2024 года должна стать более щедрой на валютные поступления от зарубежных партнеров, и это облегчит участь Нацбанка.
Для сравнения: в июне за счет внешней помощи удалось покрыть 37% потребностей в финансировании госбюджета Украины, а в мае лишь 0,4% потребностей. В подобных условиях государству фактически приходится выбирать между банальным печатанием денег и обложением своеобразным девальвационным налогом каждого украинца. Притом что заявленное повышение налогового бремени, видимо, переносится на начало следующего года, с учетом в том числе бюджетных процедур. А потому, чтобы экономически выжить, украинское государство вынуждено прислушиваться к международным донорам. Именно после консультаций с ними, к слову, правительство представило в Верховную раду трехлетний бюджетный проект на 2025–2027 годы, где на 2025 год прогнозировался среднегодовой курс в 45 грн/долл, на 2026 год – 46,5 грн/долл и на 2027 год – 46,4 грн/ долл. Это сопоставимо с прогнозными цифрами от МВФ, очевидно, также порекомендовавшего Киеву приготовиться к скачку доллара в следующем году. «Поэтому действительно высокие темпы обесценения гривны у нас еще впереди», – предупредили аналитики. А в заключение также оценили риски возможной утраты курсовой управляемости, прежде всего вследствие ситуации на фронте, и заверили, что данный «крайний сценарий» в этом году реализован не будет.
Разумеется, ослабление украинской нацвалюты производится в полном соответствии с представлениями МВФ о том, как в текущих обстоятельствах должен действовать НБУ, подтвердил в комментарии для «НГ» руководитель аналитического отдела ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев. А значит, продолжил он, гривну и дальше будут опускать. Хотя обвала не произойдет, поскольку любые валютные операции на сегодня зарегулированы киевскими денежными властями, из-за чего крупные игроки лишены возможности осуществлять масштабные операции, способные повлиять на местный валютный рынок. Хотя и при самом стрессовом сценарии для МВФ главное, чтобы Украина сохранила возможность рассчитывать по долгам и выплачивать проценты. Что необязательно коррелируется с интересами экономики и населения страны, для которой происходящие девальвационные процессы действительно воспринимаются как своеобразный дополнительный налог на бедность. Однако рано или поздно в украинском государстве случится резкий валютный скачок, также чреватый рисками социального взрыва и еще большего обнищания населения, допустил Тимофеев. А вот воздействие экстремального развития событий в зоне боевых действий на валютную динамику он исключил. Ведь даже если представить, скажем, что на завтра Вооруженные силы Украины (ВСУ) утратят контроль над Харьковом, из этого не будет следовать, что украинским властям откажут в кредитах. Так как в Киеве постараются продать происшедшее как выравнивание фронтовой линии с сопутствующим сокращением собственных соцобязательств. «Слишком многие люди сегодня не заинтересованы в банкротстве Украины, и в том числе представители американских фондов, скупающих украинский госдолг. Так что, похоже, ни успехи, ни провалы контрнаступления какой-либо из сторон не повлияют на решимость МВФ получить в итоге свои деньги», – определил глава аналитического отдела ИК «Восточные ворота».