Гривна пошла вверх. Фото Reuters
Представители украинского правительства порадовали сограждан: дефолт, грозивший стране с 1 августа в случае неуспеха переговоров с частными кредиторами, отменяется. Власти уверены в выгодности договоренностей, хотя в результате сумма долга увеличилась с ранее обозначенного уровня в 20 млрд долл. на 3 млрд. В то же время в ЕС пообещали Киеву первый транш доходов с замороженных активов РФ (1,4 млрд евро), считающихся на Западе как бы ничейными.
На фоне новостей об урегулировании проблемы с частными кредиторами, грозившей стране дефолтом с 1 августа, Нацбанк Украины (НБУ) даже несколько повысил курс гривны, поддержка которой тоже обеспечивается за счет зарубежной помощи.
На вторник НБУ установил официальный курс доллара к гривне на уровне 41,34 грн/долл, снизив планку на 15 коп. по сравнению с предыдущим показателем, ознаменовавшим очередной исторический максимум. Впрочем данная мера имела скорее пропагандистское, нежели практическое значение.
Как по большому счету и известия о несостоявшемся дефолте. О том, что представители Киева достигли принципиальных договоренностей с комитетом держателей еврооблигаций, накануне рассказал премьер-министр Украины Денис Шмыгаль. По его определению, это важный этап процесса реструктуризации долга, который «позволит сэкономить 11,4 млрд долл. на его обслуживании в течение следующих трех лет и 22,75 млрд – до 2033 года». Одновременно в украинском Министерстве финансов уточнили, что речь идет о реструктуризации суверенных долговых ценных бумаг, выпущенных на международных рынках капитала, на сумму 23,4 млрд долл. Достигнутым соглашением предусматривается, что фигурирующие в обращении еврооблигации далее обменяют на пакет новых еврооблигаций с номинальным снижением стоимости долга на 37% на начальном этапе. По завершении реструктуризации срок погашения еврооблигаций будет продлен: первое погашение на сумму 1,172 млрд долл. состоится в 2029 году. Для сравнения: без реструктуризации основная сумма долга в размере 9,381 млрд долл. (без учета капитализированных процентов) подлежала бы выплате в период с 2024 по 2029 год, указали в ведомстве.
Правда, даже поверхностный анализ приведенных оценок украинских властей вынуждает усомниться в их достоверности. И дело не только в том, например, что, по данным украинских же экономических изданий, выплата процентов по бондам серии А (с погашением в феврале 2029, 2024, 2035 и 2036 годов) будет производиться уже с 1 августа текущего года. Причем размер выплат до 1 августа 2025 года составит 1,75%, до 1 февраля 2026 года – 4,5%, до 1 августа 2027 года – 6%, а начиная с 1 февраля 2034 года – 7,75%. И даже не в том, что указанный премьером Шмыгалем объем экономии в 11,4 млрд долл. на обслуживании долга в течение последующих трех лет подразумевал едва ли не 20-процентные платежи от общей суммы задолженности, которая в процессе переговоров почему-то выросла с ранее указанного уровня в 20 млрд долл. до 23,4 млрд. И самое удивительное, пожалуй, что никто этому не удивился. Возможно, потому, что последняя версия по сумме задолженности была определена тем самым украинским Минфином, глава которого Сергей Марченко лишь в начале текущего года с небывалой легкостью увеличивал показатели бюджетного дефицита на миллиарды долларов.
К слову, сейчас, ссылаясь на все ту же растущую бюджетную дыру, он призвал депутатов Верховной рады Украины поддержать законопроект о повышении военного сбора, поскольку потребность украинских силовых ведомств в дополнительном финансировании в условиях продолжающихся боевых действий уже составляет 500 млрд грн. «Международный опыт показывает, что страны, которые своевременно принимают сложные решения, выигрывают военные конфликты», – прибавил далее Марченко в колонке для киевского издания. И привел в пример опыт Британии и США времен Первой и Второй мировых войн. Следует отметить, что упомянутый военный сбор подразумевает обязательный платеж, который автоматически исчисляется с зарплат работников наряду с 13-процентным подоходным налогом, и его предлагается повысить с 1,5 до 5%. Кроме того, планируется взимать 30-процентный военный сбор при покупке ювелирных изделий и 15-процентный – при приобретении новых автомобилей. Из-за чего в местных автосалонах уже выкупили все авто. Но, по мнению гендиректора Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, такой эффект не окажется долгим. Потому что потом продажи остановятся и вместо повышения наполнения бюджета правительство получит падение, предупредили в ВААИД.
В подобных обстоятельствах киевские власти, конечно, хотели бы получить доступ к некоему безвозмездному источнику средств вроде замороженных на Западе и прежде всего в ЕС российских активов в сумме до 300 млрд долл. И как сообщил накануне по итогам встречи совета министров иностранных дел стран Евросоюза глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, уже в начале августа Украина получит первый транш в размере 1,4 млрд евро в счет доходов с замороженных активов Российской Федерации. Эти средства пойдут на военную технику и боеприпасы для Вооруженных сил Украины (ВСУ). И в целом, по оценке министра обороны Украины Рустема Умерова, Киев сможет получать из данного источника примерно 2,5–3 млрд евро в год. Любопытно, что такой «силовой» вариант использования денег России – для продолжения боевых действий против нее самой, в рамках военного конфликта, спровоцированного западными же странами, – Боррель назвал «наиболее логичным и эффективным». Похожие определения еще в середине июня использовала и министр финансов США Джанет Йеллен, комментируя инициативу G7 о предоставлении Украине кредита в 50 млрд долл. с погашением опять же за счет прибыли с замороженных российских активов. Как она подчеркнула, это не является кражей. Поскольку конфискованные деньги РФ лежат на счетах в учреждениях и приносят доход, на который Москва не имеет права, озвучила глава американского Минфина откровенно непрофессиональный постулат.
«Что значит, доходы от российских активов не принадлежат России? Когда и владельцами прибыли от ценных бумаг являются инвесторы, вложившие в них свои деньги. Понятно, что подобные заявления идут в русле общей политизированной риторики представителей западных стран», – заметил «НГ» ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных исследований имени Е.М. Примакова (ИМЭМО) РАН Михаил Кривогуз. А также напомнил, что в цивилизованном обществе за незаконное изъятие чужих средств должна следовать ответственность. Хотя на сегодня, продолжил эксперт, ситуация вокруг Украины обусловливается не правовыми и не экономическими, а политическими резонами. Причем если исходить из критериев Международного валютного фонда, то Киеву уже давно нельзя было давать в долг. А потому в МВФ приняли специальное решение, которое разрешало это делать. И также там предусмотрели исключение из собственных стандартов, которыми не допускалось кредитование стран, находящихся в состоянии военного конфликта. Но, как известно, на сегодня в руководстве МВФ доминируют представители США. И, видимо, пока в Вашингтоне и Брюсселе продолжают поддерживать Украину, никакого дефолта там также не будет, заключил Кривогуз.