АЭС в Мецаморе покрывает часть потребности Армении в энергии. Фото с сайта www.armeniannpp.am
Правительство Армении создало компанию для строительства АЭС в республике. В частности, ее сотрудники должны будут изучить предложения на рынке и выбрать наилучший проект. На выполнение поставленной цели организации отвели полтора-два года и годовой бюджет размером чуть более 2 млн долл. В дальнейшем компания будет отвечать за всю документацию, необходимую для строительства атомной электростанции.
Сейчас в Армении действует АЭС в городе Мецамор. Ее должны были закрыть в 2017 году, но срок эксплуатации постоянно продлевают. Работа станции зависит от «Росатома». В декабре 2023-го правительство Армении подписало с российской госкорпорацией соглашение о модернизации и реконструкции АЭС на 65 млн долл., чтобы сохранить ее в рабочем состоянии до 2036-го. После этого ее придется вывести из эксплуатации.
Мецамор покрывает около 30% внутренних энергетических потребностей Армении и даже позволяет стране экспортировать часть электроэнергии в Грузию и Иран. При этом Азербайджан и Турция требуют закрыть объект, ссылаясь на угрозу безопасности. Кроме того, в 2018-м замглавы отдела «Восточного партнерства» в Европейской службе внешних действий Дирк Лоренц заявил, что армянскую АЭС невозможно улучшить настолько, чтобы она стала безопасной.
Напомним, ее первый реактор был запущен в 1976 году, второй подключили в 1980-м. Разрушительное землетрясение 1988 года не повредило станцию, но после чернобыльской катастрофы советские власти решили все-таки закрыть ее. В начале 1990-х это сыграло важную роль в социально-экономической катастрофе республики. В связи с первой войной за Карабах азербайджанские власти перестали поставлять газ в Армению. Разразился гуманитарный кризис, который заставил множество армян покинуть родину. В первые годы после развала СССР первый энергоблок пришел в негодность, но в 1995-м Ереван все-таки смог запустить второй, который работает на 93% своих изначальных возможностей и способен вырабатывать максимум 1240 МВт.
Власти рассматривают предложения по строительству новой АЭС из Китая, России, Южной Кореи, Франции и США. При этом в республике переживают из-за того, насколько мощной окажется новая станция. Так, американцы могут построить модульную станцию с мощностью генерации электроэнергии до 300 МВт. Правда, в Ереване отмечают, что она может быть безопаснее обычного ядерного реактора. В свою очередь, «Росатом» предположил построить ядерный реактор любой мощности от 50 до 1000 МВт, используя отдельные блоки по 50 МВт каждый.
Примечательно, что АЭС – не единственный источник энергии в Армении, но большую их часть так или иначе контролирует Москва. В частности, советский комплекс из семи гидроэлектростанций, известный как Севан-Разданский каскад, принадлежит базирующейся в России группе компаний «Ташир», конгломерату под контролем российского миллиардера армянского происхождения Самвела Карапетяна. Несмотря, как сообщается, на плохое состояние этих стареющих станций, они по-прежнему вырабатывают около 10% электроэнергии Армении.
Также «Ташир» владеет «Электрическими сетями Армении», национальной электрораспределительной компанией, а также Разданской тепловой электростанцией мощностью около 400 МВт. При этом Разданская станция работает на природном газе, поставляемом в Армению «Газпромом», которому также принадлежит газораспределительная сеть Армении, включая трубопровод, идущий в Иран.
Есть и два заметных исключения: Воротанский каскад гидроэлектростанций в самой южной Сюникской области Армении и Ереванская теплоэлектростанция, запущенная в эксплуатацию в 2021 году. Первый объект в конечном итоге принадлежит американской инвестиционной компании KKR, а второй – Армении.
Научный сотрудник Института Кавказа Грант Микаелян объяснил «НГ», что благодаря «Росатому» и Евросоюзу риск аварии на Мецаморской АЭС сегодня оценивается как один случай на 50 тыс. лет, но оставшийся энергоблок все равно морально и физически сильно устарел. После 2036 года его окончательно отключат.
«Армения не хочет остаться без АЭС. В том числе речь идет о желании не уронить политический статус страны. Что касается генерации электроэнергии, то сейчас республике не нужно так много электричества, сколько дает Мецамор. Однако в будущем ситуация может измениться на фоне роста числа электромобилей и развития компьютерной сферы, отказа от ископаемых источников энергии и т.п.», – отметил Микаелян.
По словам эксперта, изначально наиболее привлекательным с точки зрения цены, технологий и объема генерации считалось предложение «Росатома», но сейчас армянские власти склоняются к американскому варианту. Как бы там ни было, новая станция появится на месте советской.
«От того, какая страна построит АЭС, будет зависеть, с кем будет связан Ереван примерно до 2080 года. Дело не только в возведении станции, туда придется поставлять уран, который у России и США немного отличается. Впрочем, сейчас у Армении нет денег на строительство, и неизвестно, откуда она собирается их брать. Пока мы имеем дело скорее с политическими разговорами, чем с финансово обоснованными техническими решениями», – заключил Микаелян.