![]() |
Заместитель премьер-министра Владимир Караник считает, что у граждан должен быть выбор. Фото с сайта www.sb.by |
Одной из тем обсуждения на совещании по здравоохранению стала частная медицина. «Требование главы государства – обеспечить население качественной и доступной медицинской помощью. Это касается как медицинских услуг, так и лекарственных средств. И частная, и государственная медицина должны работать по единым стандартам, абсолютно прозрачно и в соответствии с законом. Что касается лекарственных средств, у граждан должен быть выбор: отечественные или импортные, но по справедливой цене», – подчеркнул заместитель премьер-министра Владимир Караник.
Также он отметил, что основой обеспечения здоровья граждан должна быть проверенная временем массовая диспансеризация.
«Мы этой работой занимаемся достаточно давно. Подходы отечественной медицины сложились исторически. Мы будем и дальше эффективно этим заниматься, чтобы поставленные цели выполнялись. Чтобы был эффект, выражающийся в снижении процента хронизации заболеваний, в снижении процента выхода на инвалидность и иных показателей», – резюмировал Караник.
Надо отметить, что с начала этого года за «стандартизацию» частной медицины в Белоруссии взялись всерьез. Вот уже более двух месяцев негосударственные центры, оказывающие врачебные услуги, работают по новым правилам – государство установило для них предельные тарифы на приемы врачей, а также ввело нормативы на время, отведенное для консультаций.
Например, верхний предел по первичному приему врачей-специалистов второй квалификационной категории – 35 руб., первой – 37 руб. А вот у доктора медицинских наук – 57 руб. Для справки, на сегодняшний день 1 белорусский рубль равен 27,17 рублей российских. Временная норма первичного приема у врача-специалиста составляет 25 минут. На вторичный отводится 15 минут.
«Наше государство уже очень давно регулирует цены на различные виды медицинских услуг, диагностические процедуры, КТ, МРТ, УЗИ. И эти гайки все больше зажимаются, все больше регуляций, и главное – все больше противоречивых регуляций», – так комментирует ситуацию в частной белорусской медицине на одном из оппозиционных интернет-ресурсов координатор Фонда медицинской солидарности Белоруссии Лидия Тарасенко.
Казалось бы, стоимость платных медицинских услуг в частных медцентрах должна регулироваться рынком. Частная медицина дополняет государственную, давая пациентам возможность выбора более комфортабельных условий и качественных услуг. В чем же смысл столь жесткого государственного регулирования самого процесса их предоставления? В том, каков он, также на оппозиционном сайте попыталась разобраться эксперт Центра экономических исследований BEROC Анастасия Лузгина.
Она видит здесь прежде всего стремление контролировать инфляцию. Учитывая, что властям неизбежно приходится повышать потолок цен на некоторые товары первой необходимости (как это произошло на днях с картофелем), решено, по мнению экономиста, ужесточить регулирование цен на услуги.
Есть, разумеется, и социальная цель. «Мы сейчас приведем эти цены в такое единообразие, и частники не смогут устанавливать сверхвысокие тарифы и соответственно получать какие-то сверхприбыли», – отмечает эксперт.
Но этого мало. Возможно, ограничивая уровень дохода медиков, работающих в частных клиниках, стремятся снизить кадровый дефицит в госсекторе. Ведь в нем зарплаты в этом году как раз повысили, и недавно Александр Лукашенко особо отмечал, что стремится к тому, чтобы медики могли достойно жить на родине, а не искали счастья за границей.
«В здравоохранении не хватает медиков. Ограничение тарифов, платы за обслуживание в частных клиниках, может быть, частично должно простимулировать то, что врачу будет без разницы, где он работает: либо в государственной, либо в частной клинике, потому что в частных ограничивают их возможности заработка», – отмечает Лузгина.
Экономист полагает, что в итоге все эти меры могут негативно отразиться как раз на пациентах, заботой о кошельке которых ограничительные меры вроде бы и вызваны.
«Если медицинские центры не могут свободно устанавливать цены на медицинские услуги, соответственно они могут начать экономить на оборудовании, на обслуживании. Будет экономия, которая, в свою очередь, будет сказываться и на качестве услуг», – отмечает экономист.
А в итоге все это может способствовать еще более активному оттоку медицинских кадров за рубеж, с чем власти как раз активно и борются.
Что же касается удовлетворения запросов пациентов, то для них бесплатность государственной медицины совсем не очевидна. Недавно на телеканале СТВ ведущий в разговоре с министром здравоохранения Александром Ходжаевым как раз выразил сомнение, что ее можно так в полной мере назвать. На что чиновник бодро отреагировал: «Почему? Если мы субъект берем, гражданина, ведь мы с вами должны говорить о конкретном человеке. Ведь мы четко понимаем, что не государство приходит за помощью: вылечи меня. Приходит конкретный гражданин, который говорит: мне нужна помощь. И мы прекрасно понимаем, что те минимальные социальные стандарты, которые есть в нашей стране, обеспечивают доступность и качество. Мы это совершенствуем. Мы видим свои недоработки и понимаем, над чем нам нужно еще работать и куда стремиться».